Информационные системы Сбор и регистрация информации Обработка информации Регламентация информационных технологий Технологические процессы Мультимедийные технологии в компании окнаривы можете купить окна пластиковые, г. Электросталь ул.Красная 10

Информационная защита. Курс лекций по информатике

Информационные системы: основные понятия

Информация – это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования деятельности и пополнения знаний. Сообщение – это форма представления информации. Информация считается полезной, если она уменьшает неопределенность решающего алгоритма. Тезаурус – это имеющиеся у получателя знания о конкретном предмете, т. е. некоторый свод слов, понятий, названий объектов, связанных смысловыми связями (семантикой).

Данные представляют собой сведения, факты, величины и их соотношения, преобразование и обработка которых позволяют получить информацию, т. е. знание о конкретно выделенных предмете, процессе, явлении или объекте. Данные – это «сырье» для создания информации. Количество семантической информации, извлекаемой получателем из поступающих сообщений, зависит от степени подготовленности его индивидуального тезауруса для восприятия этой информации.

Образование и опыт – основа знаний, подразделяющихся на три вида:

1) предметное, или фактографическое, знание – наборы количественных и качественных характеристик различных объектов;

2) алгоритмическое знание – знание методов, способов, процедур и действий, приводящих к конкретному результату;

3) понятийное или концептуальное знание – совокупность основных терминов, применяемых в той или иной сфере деятельности либо предметной области, понятий, скрывающихся за этими терминами, а также их свойств, взаимосвязей и зависимостей.

Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знаний о природе, обществе и др. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами:

1) целостностью и делимостью;

2) наличием устойчивых связей;

3) организацией;

4) эмерджентностью (эффект синергии).

Система – это целостное образование, однако в ее составе могут быть выделены целостные объекты или элементы. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но совместимых.

Свойство организации характеризуется наличием определенной организации, снижающей энтропию (степень неопределенности) системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы.

Эмерджентность предполагает наличие у системы таких свойств или качеств, которые не присущи ни одному из ее элементов в отдельности. Хотя свойства системы и зависят от свойств составных ее элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда следует, что система не сводится к простой совокупности элементов и, декомпозируя систему на части, а также изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы.

Одни и те же элементы в зависимости от принципа, используемого для объединения их в систему, могут образовывать различные по свойствам системы. Поэтому характеристики системы определяются не только и не столько свойствами составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними. Наличие взаимосвязей и взаимодействий между элементами определяет особое свойство сложных систем – организационную сложность. Добавление элементов в систему не только вводит новые связи, но и изменяет характеристики многих или всех прежних взаимосвязей, приводит к исключению некоторых из них или появлению новых.

Одним из главных средств преодоления организационной сложности системы является ее декомпозиция на части, каждая из которых содержит объекты, наиболее тесно взаимосвязанные друг с другом. Следовательно, декомпозиция системы на подсистемы производится по слабым связям в соответствии с технологическим, организационным, функциональным или иным признаками.

Подсистемы, полученные посредством выделения из одной исходной системы, относят к подсистемам одного уровня или ранга. При дальнейшем делении получают подсистемы более низкого уровня. Такое деление называют иерархией. При функциональной декомпозиции системы на подсистемы необходимо помнить следующие правила:

• каждая подсистема должна обеспечивать реализацию единственной функции системы;

• выделенная в подсистему функция должна быть легко понимаема независимо от сложности ее реализации;

• связь между подсистемами может вводиться лишь при наличии связи между соответствующими функциями системы;

• связи между подсистемами должны быть по возможности простыми.

В целом подсистемы, непосредственно входящие в систему более высокого уровня, действуя совместно, должны выполнять все функции той системы, в которую они входят.

Совокупность информационных потоков, средств обработки, передачи и хранения данных, а также управленческого аппарата, выполняющего операции по переработке данных, составляет информационную систему управления объектом.

Следует отметить, что понятие ИС в настоящее время окончательно не сформировалось, и разные исследователи определяют его неоднозначно (см. таблицу 5).

Таблица 5

Основные определения понятия

«информационная система»

Определение

Подход

Источник

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Кибернетический (управленческий), технологический

Г.А. Титоренко, с. 17–18 [25]

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Технологический, кибернетический

Н.В. Макарова, с. 62 [23]

Продолжение таблицы 5

Информационная система – это организационно-упорядоченная совокупность информационных ресурсов, технических средств, реализующих информационные процессы в традиционном или автоматизированном режиме для удовлетворения информационных потребностей пользователей.

Технологический, информационный

В.И. Ярочкин, с. 16, [36]

 

В рамках информационного контура имеется и передается информация о целях управления, о состоянии управляемого процесса, об управляющих воздействиях. Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также с персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует информационную систему данной организации.

Кибернетический, технологический

В.В. Годин, И.К. Корнеев, с. 9–10 [12]

Информационную систему (ИС) можно определить как соединение информационных ресурсов, процессов и людей, которые собирают, преобразуют и распространяют информацию в организации... Обобщенной целью ИС является трансформация «сырьевых» ресурсов данных в информационные «продукты», необходимые конкретным пользователям.

Информационный, технологический

Г.М. Устинова, с. 6–7 [34]

Автоматизированные информационные системы (АИС) включают в себя различные виды обеспечения:

• техническое обеспечение – комплекс технических средств, применяемых для функционирования АИС;

• математическое обеспечение – совокупность используемых экономико-математических методов, моделей и алгоритмов;

• программное обеспечение – совокупность общесистемного и прикладного программного обеспечения (ПО); общесистемное ПО включает операционные системы, трансляторы, утилиты, базы данных и др., а прикладное ПО – прикладные программы, реализующие функциональные запросы пользователей и различные модели описания пользователя, оператора, программиста и т. п.;

• информационное обеспечение – совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления (нормативно-справочная информация, классификаторы технико-экономической информации, унифицированные документы, массивы данных, контрольные примеры, используемые при решении задач, и др.);

• организационно-методическое обеспечение – совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АИС, описывающих изменения организационной структуры управления объектом и связанных с АИС, множество инструкций (технологических, должностных, по эксплуатации и др.);

• лингвистическое обеспечение – совокупность информационных языков, методов индексирования, лингвистической базы (словарей, тезаурусов, рубрикаторов) и методов ее введения;

• правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании АИС и юридический статус результатов ее функционирования.

В совокупности комплекс технических средств, информационное и правовое обеспечение являются общими для всех задач, решаемых в АИС, а остальные виды используются применительно к конкретным задачам (их обычно в отдельные подсистемы не выделяют).

Системное проектирование автоматизированной информационной технологии (АИТ) отличается от построения моделей деятельности техникой структурирования и накопления данных, занесением данных в накопитель единожды и лишь в том месте, где они появляются. Задачи управления требуют умения использовать и обрабатывать большой объем информации, моделировать процессы и ситуации и структурировать материал для принятия решений.

Актуальность проблемы хранения и оперативного поиска данных привела к понятию единого информационного хранилища данных, применяемого прежде всего в системах поддержки принятия решений (СППР), которые пользуются информацией, собранной с помощью компьютерных сетей из множества систем обработки данных (СОД).

Так как данные в различных СОД могут быть по-разному структурированы, не согласованы между собой, иметь разную степень достоверности, иметь ошибки при вводе и обработке, то без предварительной обработки использовать их в информационных хранилищах нецелесообразно. Информационные хранилища для СППР должны обладать рядом специфических свойств и обеспечивать:

а) хранение информации в хронологическом порядке (без поддержания хронологии нельзя решать задачи прогнозирования и анализа тенденций, являющиеся одними из основных в СППР);

б) оперативность и достоверность информации (без согласования данных этого обеспечить нельзя).

В целом создание информационных хранилищ связано с решением следующего круга проблем глобального плана:

• использование данных из различных информационных систем, электронных архивов, каталогов и справочников, статистических сборников, которые реализованы на основе различных программных и аппаратных средств, требует построения единой функционально согласованной информационной системы;

• указанная система должна иметь распределенное решение с обеспечением физического разделения узлов компьютерной сети, в которых происходят как операционная обработка информации, так и анализ данных;

• использование всеми категориями пользователей метаданных обусловливает применение адекватных средств их представления с учетом уровня подготовки конкретного пользователя (для СППР и аналитических систем база метаданных крайне нужна пользователю так же, как, к примеру, путеводитель для туриста в незнакомом городе).

Помимо структуры и взаимосвязей данных пользователь должен знать:

• источники получения данных и степень их достоверности;

• периодичность обновления данных (когда данные были обновлены и когда они будут вновь обновляться);

• собственников данных, чтобы определить, какие действия нужно предпринять для доступа к этим данным;

• статистическую оценку запросов, оценку времени и объем полученного ответа.

Прогноз развития информационных технологий Информационная технология в различных вариантах уже произвела радикальные изменения в мировом сообществе, но мы еще только начинаем ощущать их последствия. Волоконная оптика во многих частях мира настолько снизит стоимость телекоммуникаций, что пользование ими станет практически бесплатным. Разумеется, ввод информации в стекловолоконные «магистрали» и передача ее от выхода до потребителя останется беспроводной.

Классификация ИТ по характеру участия технических средств в диалоге с пользователем

Информационные системы: разновидности, особенности структуры и реализации Программное обеспечение (ПО), возникнув в 50-е гг. XX в., сильно изменилось, начиная с программ, выполняющих простые логические и арифметические операции, и кончая сложными системами управления предприятием. В развитии программного обеспечения всегда выделялись два основных направления, связанных с выполнением вычислений, накоплением и обработкой данных.

Системы поддержки принятия решений – DSS (Decision Support System) представляют собой другой тип ИС, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных о временных, географических разрезах и по другим показателям.


Угрозы компьютерной безопасности