Информационные системы Сбор и регистрация информации Обработка информации Регламентация информационных технологий Технологические процессы Мультимедийные технологии

Информационная защита. Курс лекций по информатике

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Неотъемлемым свойством любых технологий, включая информационные, является их регламентация (нормализация) – установление однозначных требований к процессам, обеспечивающим подсистемам, промежуточным и конечным результатам.

Регламентация информационных технологий – это процесс создания, организации и использования информации, определяющей нормы, требования, правила и порядок осуществления информационных процессов, устанавливающей образцы и эталоны производимых продуктов и услуг.

Нормализующая информация, актуальная для многократного использования при производстве информационных продуктов и услуг, находит отражение в регламентирующих документах.

Потенциальными объектами регламентации могут быть:

• информационные продукты и услуги (с точки зрения номенклатуры, потребительских свойств, количественных и качественных параметров);

• основные методические решения (принципы, приемы и правила деятельности);

• способы организации и производства (тип производства, его особенности);

• технологические процессы (номенклатура, операционный состав, квалификационное разделение труда, оснащенность оборудованием и техническими средствами, нормативы длительности и др.);

• ресурсы информационного производства (в аспекте предъявляемых к ним требований, состава и распределения в процессе производства);

• орудия труда (номенклатура, параметрическая характеристика, распределение по технологическим процессам, структурным подразделениям, рабочим местам);

• кадры исполнителей (штатная численность, профессиональный, должностной и квалификационный состав);

• производственная структура информационного учреждения, службы (состав и распределение структурных подразделений, рабочих мест, распределение численности работающих по производственным участкам и др.);

• методы контроля качества информационных продуктов и услуг;

• эффективность информационного производства (показатели, методы измерения и расчета).

Стандарты Системы менеджмента качества ISO 9000 придают особое значение разработке регламентирующей документации, утверждая, что ее применение способствует: удовлетворению потребительских требований; улучшению качества; обеспечению необходимой подготовки кадров; повторяемости и прослеживаемости процессов; организации надежного производственного контроля; объективной оценке качества продукции и услуг и эффективности деятельности.

Для регламентации информационных технологий определяющее значение имеют следующие виды регламентирующих документов:

• государственные нормативно-правовые акты;

• стандарты;

• нормы и нормативы;

• организационная документация;

• технологическая документация.

7.1. Государственные нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты в области информационных технологий – это законы, указы, распоряжения, постановления, решения и другие документы государственных органов, учреждений, ведомств, региональных и муниципальных органов власти, определяющие государственную политику в сфере информации и информатизации, правовой статус информационных ресурсов, информационные права граждан и другие вопросы.

Эти нормативные акты регламентируют информационную терминологию, уточняют содержание деятельности информационных учреждений и служб, регулируют организационно-правовые основы их функционирования, предъявляют рамочные требования к ассортименту информационных продуктов и услуг.

Российское информационное законодательство формируется с начала 90-х гг. XX в.

Конституция Российской Федерации фиксирует информационные права граждан: свободно искать, получать, передавать, производить и распространять права граждан любым законным способом (ст. 29 ч. 4). Конституция гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру.

Механизм реализации информационных прав граждан России конкретизирован в Федеральных законах. Базовым в ряду «информационных» нормативно-правовых актов является закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.). Основное внимание закон уделяет правовым аспектам формирования и использования информационных ресурсов: определяет порядок документирования информации (включая документы, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем), регламентирует процесс формирования государственных информационных ресурсов, классифицирует информационные ресурсы по категориям доступа (общедоступные, ограниченного доступа); прописывает механизм реализации права граждан и организаций и доступ к информации и информационным ресурсам. Касаясь вопросов разработки и производства информационных систем, технологий и средств их обеспечения, закон определяет право авторства и право собственности на эти объекты, порядок их сертификации и лицензирования деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов. Важный раздел закона – защита информации и прав субъектов в области информационных процессов информатизации. Предусмотрена защита государством прав собственников, владельцев или пользователей информации от несанкционированного доступа к ней, а также защита прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве, применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» (1996 г.) регламентирует обязанности государства, муниципальных образований и отдельных субъектов как участников международного информационного обмена. Этот закон обеспечивает российским гражданам и юридическим лицам выход в мировое информационное пространство: определяет свободы и ограничения на ввоз и вывоз информационных продуктов, порядок использования средств международного информационного обмена (информационных сетей и систем), гарантирует защиту от недостоверной, ложной иностранной документированной информации, предусматривает контроль государства за осуществлением международного информационного обмена.

Закон «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.) обязывает производителей информационной продукции (издательства, полиграфические предприятия, редакции средств массовой информации, музыкальные фирмы, теле- и радиокомпании, киностудии, видеопредприятия, кинематографические предприятия, научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, проектные и конструкторские учреждения и др.) формировать и доставлять обязательный экземпляр информационным учреждениям, определенным законодателем. В состав обязательного экземпляра (бесплатного и платного) включены следующие виды документов: издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания); издания для слепых (рельефно-точечные, «говорящие» книги); официальные документы; аудиовизуальная продукция (кино-, видео-, фото-, фонодокументы), электронные документы (программы, базы данных); неопубликованные документы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, депонированные рукописи, алгоритмы и программы). Законом определены количество и порядок доставки бесплатных экземпляров в Российскую книжную палату и Комитет РФ по печати, а также информационные учреждения и библиотеки – хранители обязательного федерального бесплатного экземпляра.

Помимо законов общего характера, в России действуют Федеральные законы, регулирующие отдельные сферы информационного производства и сервиса «О средствах массовой информации» (1991 г.), «Патентный закон Российской Федерации» (1992 г.), «О правовой охране программ для электронных выделительных машин и баз данных» (1992 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.), «О библиотечном деле» (1994 г.), «О связи» (1995 г.), «О рекламе» (1995 г.), «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996 г.), «О государственной и военной тайне» (1993 г. с изменениями от 06.07.1997) и др. Этот список дополняют законодательные акты: «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (1993 г.), «Положение о государственной системе научно-технической информации» (1997 г.) и др.

Одной из ключевых проблем российского информационного законодательства является контроль со стороны законодателя и исполнительных органов за соблюдением принятых правовых норм. Особенно много нареканий вызывают нарушения законов «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном экземпляре документов», «О рекламе» и др. Законодательство нуждается в совершенствовании в части приведения его в соответствие с международными нормами права, отработки процедуры постоянного пересмотра отдельных правовых норм и принятия подзаконных актов.

Основные тенденции развития программного обеспечения: стандартизация программных средств позволяет использовать их на разных аппаратных платформах и в среде разных операционных систем, а также обеспечить взаимодействие с широким кругом приложений;

Программные средства (ПС) информационных технологий – это компьютерные (машинные) программы, представленные на языке программирования или в машинном коде описания действий, которые должна выполнить ЭВМ в соответствии с алгоритмом решения конкретной задачи или группы задач.

Рассмотренные выше языковые средства имеют некоторую общую часть, представленную в интерфейсе пользователя с АИС. Это операторы и синтаксические правила, которые непосредственно применяются при составлении запросов. Эти средства естественно рассматривать отдельно от конкретных типов языков, поскольку в любом сколько-нибудь дружественном интерфейсе пользователя язык запросов интегрирует средства различных ИПЯ – библиографических, классификационных и вербальных.

Языки-идентификаторы Международные стандартные номера (книг – ISBN, сериальных изданий – ISSN, музыкальных произведений – ISMN и т. д.).


Угрозы компьютерной безопасности