Беспредметное искусство ХХ века Абстрактное искусство в России Историческое  развитие абстрактного метода в живописи Абстрактная живопись в России в послевоенный период

Абстрагирование как метод художественного творчества оформился в работах

 П. Сезанна. «Собрав энергию цвета в обобщенные геометрические формы, он соединил чувство и знание в едином творческом акте, угадывая актуальное в следующем веке проектное видение реальности. Сезанн открыл, что видимый мир организован, структурен, геометричен, непрерывен, пространственен». Можно констатировать, что именно в творчестве П.Сезанна, подведя итог живописному искусству прошлого, совершилось открытие «нового пластического языка».

Кубизм, как форма художественного творчества, был открыт П. Пикассо, Ж.. Браком, Х. Гри. В их работах, связывая пространство и время, соединялись одновременно несколько различных ракурсов объекта, получала свое визуальное выражение новая картина мира, открываемая достижениями науки. Благодаря использованию, наряду с традиционными материалами, натуральных вырезок из газет, рекламных этикеток, уличных знаков, фанеры, стекла, металла, их живописные работы приобретали трехмерность, открывая дорогу не только новому языку, но и новым формам искусства, современному миру медиа и компьютерных технологий.

Фовизм связан с именами Матисса, Дерена, Брака, Вламинка, Марке, Дюфи. Открыв красоту чистого цвета, контрастных цветовых сочетаний, выразительности прозрачного или пастозного красочного покрытия, экспрессивности мазка они инициировали появление немецкого экспрессионизма, композиций и импровизаций Кандинского, русского «Бубнового валета», Машкова, Кончаловского, Ларионова, Осьмеркина, Шевченко, наконец, супрематизма Малевича.

В.Кандинский в ряде своих теоретических трудов обосновал и зафиксировал элементы нового пластического языка начала 20 века и их особенности, рассмотрев возможности их взаимодействия и композиционного соединения. Художественные работы этого мастера явились не только живописной иллюстрацией теории нового языка, но и эталоном создания «свободных» линии и пятна и «свободной» организации пластической материи.

Конь 1880-е гг. г. Великий Устюг (липа, резьба, роспись)

Основные живописные течения

П. Сезанн. Корзина с яблоками, 1890-1994. «Структурная» живопись, организующая пространство холста с помощью цвета и его отношений.

П. Сезанн. Гора Св. Виктория около, 1900-1902 г. Выявление пространства и геометрии объемов пятнами цвета.


Конструктивная живопись