Символическая тенденция в абстрактном искусстве Американский абстрактный экспрессионизм Фовизм Конструктивная живопись

Именно в мастерской Гюстава Моро Матисс (с 1895 г) получил основополагающее образование и кроме Руо познакомился еще и с Камуаном, Мангеном, Линаре, Фландреном, Шарлем Гереном и др. к которым он присоединился в 1897 году с помощью Марке, с кем был знаком уже 5 лет.

Смерть Моро в следующем году и его замена академичным Кормоном спровоцировала бегство этих художников из Школы Изящных Искусств, которые больше не были связаны друг с другом. В отличие от них, Матисс и Марке продолжали работать вместе. Сформировавшийся в школе Моро, Матисс (который практиковал вплоть до 1898 года достаточно рациональную живопись и был принят в Национальное Общество Изящных искусств) казалась, только и ждал смерти своего учителя, открытия в 1896 году Импрессионизма, а в 1898 - встречи с полуденной природой Корсики и Лангедока – чтобы начать писать с этого времени полотна, которые дадут основание Марке заявить: "Мы уже работали, я и Матисс, начиная с 1898 (еще до Выставки 1990 года ), в той манере, которую потом назовут фовизмом. Как я полагаю, мы были первыми двумя Независимыми, которые самовыражались с помощью чистых тонов, берущих свое начало в 1901 году33".

Между тем, он часто посещал Академию Карьера, где  познакомился с Лапрадом, Шабо, Жаном Пюи и, что особенно важно, с Дереном. В этом  1899 году Дерен был связан с Вламинком, соседом по Шату и их дружба была отношениями между двумя художниками, которые работали бок о бок в одной мастерской над одинаковыми пейзажами и в одном направлении. Вламинк жестко приписывал себе первенство и превосходство: "Что такое фовизм? Это я. Это моя манера того времени. Без сомнения, я немного заразил этим Дерена". Мы даже обнаруживаем значительные преимущества египетской системы. Здесь нет ничего случайного, ничего нельзя сдвинуть или поменять местами.

Поиски Вламинка и Матисса привели к тому, что на выставке Ван Гога в марте 1901 года двух новаторов представил друг другу Дерен. Этот факт подтвердил сам Матисс, который однажды признался Жоржу Дютюи: " Я был знаком с Дереном, встретив его у Эжена Карьера, где он тогда работал. Я очень внимательно наблюдал за серьезнейшей, тщательной работой этого одаренного молодого художника. Как-то я оказался у Бернгейма на  улице Лаффит на выставке Ван Гога. Я увидел Дерена в сопровождении юноши с исполинской походкой, который выражал свой восторг властным голосом. Дерен подошел ко мне и представил Вламинка 35". Они понравились друг другу и поиски одного повлияли на искания другого, хотя Вламинк и заблуждался, считая, что это встреча (в 1901 году) была решающей для Матисса35. Мы действительно не видим ничего, чтобы Матисс  взял у автора Роскоши, что он и пытался объяснить, написав, что "Живопись Дерена и Вламинка не удивляла меня, так как она была очень близка к тем поискам, которые я вел сам, но я был очень взволнован, когда увидел,что столь молодые художники имеют убеждения, похожие на мои 35". Объединясь, эти два источника обусловили рождение настолько мощного течения, что лидеры нового движения с 1905 года начали выставляться вместе. Матисс уже выставлялся в 1901 году вместе с Марке и Пюи на подмостках салона Независимых, где он появлялся и в следующие годы. Будучи членом комиссии по размещению в 1902 и 1903 годах, он в первый год выставляет картины  вместе с Мангеном, Марке и Пюи, а на второй год с Камуаном, Мангеном, Марке и Пюи. Получив повышение в 1904 году, в чине заместителя секретаря салона, он разместил и картины своих четверых товарищей, а в 1905 году к ним присоединились Дерен и Вламинк, чтобы вместе с группой представить картины на Осеннем салоне того же года.

Эти демонстрации расценивались ими как завоевания. Первые показы картин Ван Донгена в салоне Независимых и в Осеннем салоне датируются1904 годом, в 1905 году здесь первые появляется Марино (Marinot), затем три художника из Гавра, представлявшие мастерскую Вонна (Bonnat): Фриез, Рауль Дюфи и Брак. Первый из них приехал в Париж из родного города без денег и без особой радости воспринимал нравоучения художника президента республики. Он присоединился к Дюфи в 1900 году, который тогда наслаждался свободой. В 1902 году они вовлекли в свой круг на несколько месяцев Жоржа Брака, но уроки Вонна его отпугнули и Брак поспешил вернуться в Академию Гумберта (Humbert). Однако три товарища продолжали тесно общаться и в будущем все присоединились к движению фовизма. Фриез - в 1903 году, а Рауль Дюфи и Жорж Брак несколько позже. С этого момента они начинают выставляться в салоне Независимых - Фриез и Дюфи с 1903 года, а Брак с 1906. На совсем молодом Осеннем салоне они появляются в следующей последовательности - Фриез в 1904 году , Дюфи в 1906 года, а Брак на следующий год. Новая живопись стала известна публике до такой степени, что из этих нескольких довольно узких выставок, проводимых до 1904 года, удалось организовать мощную галерею на Монмартре, возглавляемую Бертой Вейль (Berthe Weill) 36.


История абстрактного искусства