Символическая тенденция в абстрактном искусстве Американский абстрактный экспрессионизм Фовизм Конструктивная живопись

Линия и форма, упрощенные и сокращенные у таких представителей, как Вламинк, Дерен, Фриез, Ван Донген, вновь появляются у Матисса лишь в некоторых произведениях, где самостоятельная работа давала ему осознаную смелость использовать его любимые японские и персидские арабески. Так, в картинах Радость жизни (1906)  и в своих двух версиях Роскоши Матисс, освобожденный от требований соблюдения анатомических пропорций, преодолевает зависимость от реальности. Он отвергает реализм и схематизм в контурах и конструкции, чтобы выразить линии и объемы - это позволяет ему добиться значительной монументальной декоративности и выразительной архитектуры произведения. Учитывая все вышесказанное, создается впечатление, что слова Дерена, сказанные Вламинку "Я осознаю, что реалистический период закончился", принадлежат всем фовистам. Не только в «Слепых», но и в других своих картинах Брейгель делает воплощением человечества беднейших из бедных.

Представляя собой новый этап на пути, который привел западную живопись реализма эпохи Возрождения к современному ирреализму, фовизм был лишь шагом вперед в этом направлении, который он делал среди капитальных течений искусства нашего времени. Но он шел дальше всех.

Поиски решений через ограничение – это важный, но не главный момент. Тулуз-Лотрек и представители раннего экспрессионизма уже доказали на своем примере, какую выгоду может извлечь живопись из этого яркого проявления, выраженного через отказы, ограничения. Когда фовизм практически обосновал синтетические возможности цвета, которому он отводил основные функции, ему оставалось лишь следовать указаниям Сезанна, уже использованные Гогеном. Исходя из возможностей чистого цвета, фовизм делает грандиозный вывод – нужно отказаться от других традиционных источников живописи. Именно здесь вклад фовизма является определяющим. Матисс и его товарищи выполнили предсказание Гюстава Моро Матиссу: "Вы будете упрощать живопись". Достаточно взглянуть на Портрет Рувейра (1904) Марке, на Закат солца на Тамиз  (1906) Дерена, на многочисленные Украшенные улицы Дюфи (1906), на подобные фигуры Ван Донгена, пейзажи Вламинка и, тем более, на величественные полотна Матисса, котоые называются Молодой моряк (1906), La Desserte (1905), Танец и Музыка (1910), Голубое окно (1910), Красная мастерская (1911), Натюрморт с баклажанами (1911-1912) и т.д., чтобы понять, что значение фовизма заключается скорее в отказах, нежели в открытиях.

С Матиссом приходит сознание, что, если средства настолько рафинированы, сокращены, что их возможности исчерпываются, нужно возвращаться к основным принципам, образующим человеческий язык. Картины, которые представляют утонченность, субтильное смягчение тонов, постепенный вялый переход красок, обращаются к красивому голубому, красному и желтому цвету, к материям, волнующим чувственность человека. В осознанном отказе от ресурсов, которые традиционная живопись рассматривала как необходимые; в лишении себя нюансов и переходов, валёров и моделировки; в  успешном выражении всего цветом и, дополнительно, арабеском и композицией; в этом  возврате к “бедности” высоких эпох (на самом деле обладающих неоценимым богатством);  в сокращении искусства до самого существенного - вот где проявляется истинное величие этого направления. Оно омолодило искусство живописи, призывая его к непосредственной искренности своих истоков, вдознуло в него свежую дерзновенность, которую живопись пронесет до новых завоеваний.

Странно, что фовисты не воспользовались результатами этого дерзания. Пройдя короткий период фовизма, большая часть художников отказались от смелых экспериментов.

Так, "маленькие фовисты" соскользнут  в направлении импрессионизма в 1908 году, где они продолжат, впрочем, не без утонченности и удовольствия, свое умеренное "рычание". Их скромное рычание превратится в песнь маленьких хищников. В направлении некоторого "загрязнения" импрессионизма и фовизма направится и Марке, начиная с 1909 года. От опыта своей молодости он сохранит вкус к устойчивым формам, к упрощениям, которые придают нервность его планам, осмысленность его фигурам, крепко сколоченную организацию самой картины. Он может, не впадая в недостатки Клода Моне или Сислея, передать порты Европы и парижскую Сену через точный и тонкий чистый цвет, широкими и одухотворенными прикосновениями, экономными мазками, через совершенное сочетание чувствительности и юмора, объективности и очень индивидуальное воссоздание своих мотивов. Если когда-нибудь произведение и иллюстрировало благодатный вклад фовизма, то это в тех работах, где художник, не насилуя свой природный талант, смог все написать с легкостью. Воспоминания о фовизме часто проступают в произведениях Ван Догена, портретиста, получившего после 1920 года титул "Весь Париж". Часто становясь жертвой своего успеха и способностей, он не в меньшей степени проявляет фовизм  в своих лучших изображениях с замечательной дерзостью, которая и определяет его стиль. Фовизм проступает то здесь, то там в его многочисленных произведениях (Портрет Анатоля Франса, Бони де Кастелана, Жасми Альвина и др.).


История абстрактного искусства