Принципы радиоизмерений Исследование стабилизированного выпрямителя Исследование усилительных каскадов Расчет трехфазной цепи Исследование нелинейных цепей постоянного тока Исследование электрических фильтров

Лабораторные работы по электронике и электротехнике

Измерительные генераторы

Измерительные генераторы представляют собой маломощные источники переменных напряжений с регулируемой амплитудой и частотой. По диапазону генерируемых частот их разделяют на звуковые и высокочастотные

Звуковые генераторы создают переменные напряжения в диапазоне низких частот (20+20000) Гц. Их используют при проверке и регулировке низкочастотных усилителей, громкоговорителей, фильтров и другой низкочастотной аппаратуры. Генераторы звуковой частоты должны генерировать переменные напряжения синусоидальной или близкие к ней формы, что позволяет по степени изменения формы напряжения на выходе по сравнению с формой на входе контролировать величину нелинейных искажений, которые вносят исследуемая аппаратура.

Высокочастотные генераторы (генераторы сигналов) создают переменные напряжения б диапазоне высоких частот (103 ÷ 107 ) Гц. Их применяют для испытания, проверки и регулировки радиоприемников, видеоусилителей, настройки колебательных систем и др.

Импульсные измерительные генераторы создают переменные напряжения импульсной формы. Форма импульсов обычно прямоугольная, причем имеется возможность менять в определенных пределах длительность и частоту следования импульсов. Эти генераторы используют как источника импульсных напряжений при испытании и регулировке импульсной аппаратуры (например, в телевизионных приемниках, радиолокационных установках, в аппаратуре радиорелейных линий связи и др.).

По классификации генераторы синусоидальных сигналов низкой и высокой частоты относятся к группе Г, подгруппам 3 и 4 соответственно и обозначаются ГЗ и Г4 соответственно. Генераторы импульсов откосятся к группе Г, подгруппе 5 и обозначаются Г5.

3. Рабочее задание

3.1. Принадлежности к работе

3.1.1. Авометр.

3.1.2. Электронный вольтметр.

3.1.3. Ламповый усилительный каскад на стенде.

3.1.4. Осциллограф сервисный универсальный ОСУ-20.

3.1.5. Многофункциональный генератор-частотомер Актоком АНР-1001.

3.1.6. Набор резисторов, соединительных проводов и испытуемый коаксиальный кабель (все на стенде).

3.2. Выполнение работы

3.2.1. Описать прибор (вольтметр) по приведенной нижа схеме:

-Тип прибора, 

-Какие измерительные функции может выполнять прибор и каковы пределы измеряемых величин? .

-Какой системы измерительный стрелочный прибор использован в вольт-метре? По какому принципу измеряются переменные напряжения и ток?

- Какой класс точности имеет прибор и какова абсолютная погрешность на каждой шкале?

- Каково входное сопротивление вольтметра на разных шкалах?

3.2.2. Измерить сопротивления резисторов, выданных лаборантом. Записать тип резисторов, класс точности, номинал сопротивления и рядом - измеренные с помощью прибора сопротивления.

3.2.3. Провести измерения в приведенных схемах с целью проверки законов Кирхгофа в резистивных цепях.

 В рисунке а) мультиметром МУ-99 и ламповым вольтметром ВУ-15 измерить:

R1 и R2,

E , затем U1 и U2 при R1 и R2 по отдельности,

Ток  I.

На стенде ЛКЭЛ, модуль ТР «Схемотехника транзисторов» собрать схему рисунка б) и мультиметром М-830В, вольтметром ВУ-15 измерить все напряжения и токи в ветвях; проверить выполнения правил Кирхгофа. Свести все величины в таблицу.

3.2.4. Провести проверку законов Кирхгофа в цепях с реактивными элементами:

 

 а) Резонанс напряжений б) Резонанс токов

Собрать схемы на стенде ЛКЭЛ, модуль ПЭ «Пассивные элементы».

Подать с генератора синусоидальный сигнал с амплитудой в несколько вольт. Измерить размах и действующее значение сигнала.

Определить резонансную частоту ωо=1/ (экспериментально и расчетным способами).

При резонансной частоте и вне этой частоты определить напряжения, токи и сопротивления в ветвях.

Свести все измеренные величины в таблицу.

4. ОТЧЕТ

Отчет о выполнении лабораторной работы должен содержать:

 - Рабочее задание;

- экспериментальные результаты по всем вышеуказанным пунктам;

- результаты измерений режима свести в следующую таблицу:

Данные

Uп

(В)

Uпк

(В)

(В)

(В)

(В)

Uбэ

(В)

(mA)

(mA)

(mkA)

По мультиметру

По вольтметру

Выводы:

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

5.1. Чем определяется входное сопротивление вольтметра и как влияет последнее на измерение постоянного напряжения?

5.2. Что определяет класс точности прибора и как определяется погрешность прибора на разных шкалах?

5.3. Какими параметрами характеризуют переменные напряжения и ток? Какой принцип измерения переменного напряжения используется в авометре?

5.4. Какова принципиальная схема измерения сопротивлений вольтметром?

5.5. Какова блок-схема электронного вольтметра?

5.6. Как работает амплитудный детектор?

5.7. Что понимается под "открытым" и "закрытым" входом электронного вольтметра?

5.8. Какова блок-схема универсального осциллографа?.

5.9. По какому принципу измеряется амплитуда импульса с помощью осциллографа?

5.10. Как и зачем применяется режим синхронизации? Как синхронизируется развертка исследуемыми импульсами?

5.11. В чем заключается принцип ждущего режима развертки в импульсных осциллографах?

5.12. Каким требованиям должен отвечать усилитель вертикального отклонения?

5.13. Зачем в канале вертикального отклонения импульсных осциллографов включают линию задержки?

6. Литература

Метеорология и радиоизмерения. Под редакцией проф. В.И.Нефедова, «Высшая школа», М.: 2003.

Ф.Г. Китунович. Электротехника. «Вышэйшая школа», Минск, 1999.

В.П. Попов. Основы теории цепей. «Высшая школа», М.: 2000.

Технические описания измерительных приборов.


Исследование выпрямителя однофазного и трехфазного токов