УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Автошкола
ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ
Зеркала заднего вида
Положение ног водителя
РАБОТА РУК ВОДИТЕЛЯ
Переключение передач
ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ
Стояночный тормоз
Начало движения на подъеме
Управление автомобилем (техника)
Экзаменационная змейка
Торможение двигателем
Выезд с площадки направо
Начав поворот из крайнего
правого положения
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ
ПОВОРОТЫ НАПРАВО
ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
На дорогах в городе
Пересечение с главной дорогой
Перекресток равнозначных дорог
Дорога с трамвайными путями
Трамвайные пути на перекрестке
Перекресток с круговым движением
Обгон
МАНЕВРИРОВАНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ
РАЗВОРОТ В ТРИ ПРИЕМА
Въезд задним ходом в
экзаменационный "бокс"
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА
ЗАДНИМ ХОДОМ
 

УЧИМСЯ ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

В предыдущем разделе мы с вами осваивали то, что называется "управление автомобилем". Название данного раздела вы видите.

В чем разница? К сожалению, многие этого не понимают. Попробую объяснить.

Управление автомобилем (техника) – это набор необходимых действий водителя, обеспечивающих движение и остановку "железной коробки" на четырех колесах. Без этих действий машина будет просто стоять на месте. Но, научившись работать лишь ногами и руками, далеко вы не уедете.

Чтобы успешно передвигаться по дорогам, необходимо научиться мыслить! А руки и ноги, хотя они и занимали ваше сознание все предыдущие страницы, очень скоро начнут работать в автоматическом, независящем от ваших мыслей режиме.

Вождение автомобиля (тактика) – предполагает полное осознание дорожной обстановки, грамотное распределение внимания, выбор и принятие правильных решений, создание тактических планов последующих действий и воплощение их в жизнь. И все это – в движении, при постоянно меняющейся дорожной обстановке.

Не буду лукавить, конечно, существует некоторый набор стандартных решений и действий для общеизвестных ситуаций. В то же время, ни один из "бывалых" водителей не сможет вам сказать, что сегодня он проехал через расположенный около его родного дома перекресток точно так же, как и вчера. Да, его руки и ноги делали одни и те же стандартные действия, но они были тактически, сознательно и разумно распределены во времени и пространстве. Вот давайте этому и начнем учиться.

ВОЖДЕНИЕ ПО ПЛОЩАДКЕ

Не советую вам делать свои первые шаги в качестве водителя сразу на реальной оживленной дороге. Только на площадке, в слабо меняющейся обстановке, без светофоров, знаков и вечно спешащих нервных коллег-автомобилистов можно спокойно отработать приемы вождения автомобиля и подготовиться к встрече с обычной дорогой.

В конце предыдущего раздела вы благополучно начали движение. Наверное, не стоит сразу же останавливаться. Осознайте, что машина движется и что в движение ее привели именно вы!

Почувствуйте себя хозяином положения, ведь от ваших действий зависит все последующее поведение автомобиля. И для начала расслабьтесь – "хозяин" не должен быть таким напряженным и скрюченным.

Спину верните обратно на спинку сиденья, ослабьте "хватку" на руле, пятку левой ноги поставьте на пол, а стопу прислоните к арке переднего левого колеса чуть левее педали сцепления.

Теперь о правой ноге. Сейчас ваш автомобиль не должен двигаться быстро. Поэтому попробуйте "поиграть" педалью газа – несколько миллиметров вверх, несколько вниз и найдите то положение педали, при котором машина движется медленно, но равномерно, без рывков. Причем спидометр вам в этом не поможет. Во-первых, в данный момент у вас нет возможности отвлекаться на приборы. А во-вторых, скорость вашего автомобиля должна быть в пределах 5–10 км/ч, в то время как спидометр начинает показывать скорость, как правило, только с 20 км/ч.

Лучше, если вы сразу начнете доверять своим ощущениям. "Откройте" глаза и угли, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звукам, издаваемым двигателем вашей машины, и сделайте разумную скорость, близкую к скорости пешехода.

Будем считать, что вы "оседлали" своего "железного коня" и он вам подчинился. Но далеко уезжать нам пока нельзя. Сначала надо научиться уверенно начинать движение автомобиля и не менее уверенно его останавливать, ведь наверняка вы сейчас не один на этой площадке, есть и другие кандидаты в водители, с которыми у вас могут пересечься "пути-дорожки". Поэтому, проехав некоторое расстояние, следует остановиться. Для этого надо быстро, но спокойно нажать педаль сцепления до конца ее хода и тут же отпустить педаль газа (см. рис. 34б и 35б). Машина будет двигаться по инерции, которую вам и надо погасить с помощью тормозной системы.

Вы переносите правую ногу на педаль тормоза и мягко на нее нажимаете. К этому действию надо отнестись творчески. Нельзя нажимать педаль тормоза "по-топорному". Чуть нажали, чуть приотпустили, потом опять нажали, почувствовали, как педаль тормоза связана с замедлением машины, и лишь затем ее остановили. Это будет грамотная осознанная остановка.

После того, как машина полностью остановится, не следует суетиться и делать какие-либо неконтролируемые телодвижения. Сначала надо вспомнить последовательность действий при остановке (см. стр. 25), проиграть все это в уме, а затем и воспроизвести на практике.

Итак, вы остановили автомобиль, выполнили все необходимые действия в соответствии с оговоренной последовательностью, а что дальше? Дальше необходимо потратить некоторое время на отработку слаженной работы ног и рук при старте и остановке машины, проезжая каждый раз по 10–20 м. Иными словами, вам надо научиться делать плавный старт автомобиля, постараться окончательно овладеть "балансом" (см. рис. 34 и 35), а также каждый старт и остановку делать спокойно, контролируя все свои действия.

Однако любая площадка имеет ограниченную длину, и раз за разом вы будете приближаться к ее краю. Сделав очередной успешный старт с места, надо на время забыть о своей левой ноге, правой подготовить небольшую скорость, близкую к скорости пешехода, и готовиться к работе руками.

Руление

Для начала предлагаю вам отработать повороты налево. Хотя, честно говоря, это не повороты, а развороты (рис. 36).

Рис. 36. Развороты: R – минимальный радиус поворота

Итак, машина приближается к некой точке "А", где будет начало первого в вашей жизни поворота.

Сейчас вы должны вспомнить, как правильно работать руками при повороте налево (см. рис. 12), и постараться воспроизвести все это в реальной жизни. Руль следует повернуть до упора (примерно за 3–4 "перехвата"), не быстро, но и не медленно, без остановок и рывков.

Надеюсь, у вас это получилось, и в точке "Б" руль уже повернут до конца.

Далее от точки "Б" до точки "В" вам надо лишь удерживать руль в повернутом состоянии и одновременно с этим наметить точку " В", где вы начнете выход из поворота.

Обратите внимание, руль надо начинать поворачивать обратно чуть раньше, чем машина окажется на прямой линии "Г" – "Д", иначе она поедет по траектории "Г" – "Е".

Если начать поворачивать руль обратно намного раньше точки "В", то машина направится опять не в "ту" сторону ("В" – "Ж").

После того, как вы "победите" руль и ваш автомобиль поедет прямо ("Г" – "Д"), можно будет немного расслабиться, а затем и поработать педалью газа. Ведь во время поворота вы ее совсем не контролировали!

Полностью с вами согласен, было не до ног, с руками бы разобраться. Поэтому и предлагаю вам разбираться с ногами сейчас, пока рукам делать нечего.

Левая нога может отдыхать, ее время еще не пришло, а правая нога должна сейчас потрудиться. Попробуйте совсем убрать "газ"!

Ах, машина дергается, и мотор хочет заглохнуть? Так добавьте "газа"!

Ой, она "прыгнула" вперед! А зачем вы так резко и сильно нажали педаль? Ну и так далее. Кстати, а что в это время делают ваши руки? Они "клещами" зажали руль, и автомобиль уже движется по диагонали площадки? Ну так вспомните наш разговор о руках на рулевом колесе и не мешайте машине ехать прямо! Не держитесь за руль, а лишь мягко его удерживайте "как пташку".

Пока вы разбирались со своими ногами и руками, опять показался край площадки, и нам пора готовиться ко второму повороту. Делаем скорость, близкую к скорости пешехода, планируем начало поворота, вспоминаем технику работы рулем, а также свои собственные ошибки и неточности, допущенные на предыдущем повороте.

Иными словами, в точках "Д" – "З" – "И" – "К" вам надо проделать то же самое, что и в точках "А" – "Б" – "В" – "Г", но только чуть лучше и спокойнее.

Сделав 2–3 круга по площадке и немного отработав развороты, можно сделать вывод о том, что если доверять своим рукам и не очень сильно напрягаться, то ничего страшного и суперсложного в этих поворотах нет. Но вы еще не все прочувствовали, и чуть позже надо будет продолжить тренировку. Только прежде стоит прерваться, остановить машину и немного отдохнуть. После непродолжительного перерыва предлагаю вам несколько усложнить задание (рис. 37). Теперь это будут не развороты, где достаточно было удерживать руль на вираже, а реальные повороты под углом 90°. На любой площадке или на дороге вы всегда можете найти какие-либо продольные и поперечные полосы, трещины, следы от колес других машин и т.п., но и без них обойтись тоже можно.

Рис. 37. Повороты налево под углом 90°

Если чуть шире взглянуть на площадку, то в поле зрения попадут тротуары и газоны. Уж они-то точно подскажут вам, как найти угол 90°. А все остальное надо делать так же, как и прежде. Разумная скорость, планируемый вход в поворот (точка "А" – рис. 37), начало выхода из него (точка "Б") и сам выход (точка "В"),

После того, как вы поупражняетесь в развороте и повороте налево под углом 90°, надо будет перейти к поворотам направо.

На реальной дороге "разворота направо" не бывает, но ведь кроме дорог есть еще и дворы, автостоянки и т.п. Поэтому начинать учиться поворотам направо лучше опять-таки с "разворотов" (рис. 38, а), и лишь затем переходить к отработке поворотов под углом 90° (рис. 38, б).

Рис. 38. Движение направо: а) "развороты" направо; б) повороты направо под углом 90°

Следующим упражнением для рук (под руководством головы) является "змейка с поворотами под углом 90°" налево, а потом и направо (рис. 39 и 40).

Рис. 39. "Змейка" налево

Рис. 40. "Змейка" направо

Управление автомобилем (техника)