УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Автошкола
ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ
Зеркала заднего вида
Положение ног водителя
РАБОТА РУК ВОДИТЕЛЯ
Переключение передач
ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ
Стояночный тормоз
Начало движения на подъеме
Управление автомобилем (техника)
Экзаменационная змейка
Торможение двигателем
Выезд с площадки направо
Начав поворот из крайнего
правого положения
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ
ПОВОРОТЫ НАПРАВО
ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
На дорогах в городе
Пересечение с главной дорогой
Перекресток равнозначных дорог
Дорога с трамвайными путями
Трамвайные пути на перекрестке
Перекресток с круговым движением
Обгон
МАНЕВРИРОВАНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ
РАЗВОРОТ В ТРИ ПРИЕМА
Въезд задним ходом в
экзаменационный "бокс"
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА
ЗАДНИМ ХОДОМ
 

Пересечение с главной дорогой

Во время поездок вокруг площадки (рис. 62 и 69) вы уже познакомились с такими перекрестками. Правда, оба раза они были трехсторонними, что несколько упрощало задачу. Теперь перекресток четырехсторонний (рис. 99), и встречать вас он будет знаком 2.4 "Уступите дорогу".

Рассматривать отдельно перекрестки со знаками 2.5 "Движение без остановки запрещено" не имеет смысла, так как разница будет заключаться лишь в одном – прежде чем въезжать на перекресток со знаком 2.5, в обязательном порядке надо полностью остановиться. Основной же смысл, который несут в себе знаки 2.4 и 2.5, одинаков – вы движетесь по второстепенной дороге.

Движение прямо (рис. 99). Приближаться к перекрестку, перед которым установлен знак 2.4 "Уступите дорогу", желательно примерно с теми же мыслями, что и к перекрестку со светофором, в котором зеленый сигнал может переключиться на красный в любой момент. Другими словами, до тех пор, пока вы вплотную не подъедете к перекрестку, нельзя будет точно решить: надо ли останавливаться? Причем по мере приближения к перекрестку следует постоянно уменьшать скорость движения, чтобы остановка (в случае необходимости) была плавной.

Рис. 99. Движение прямо без остановки

Может быть, даже лучше мыслить следующим образом: "Я выбираю место для остановки и на 90% уверен, что остановлюсь, но вероятность того, что проеду без остановки, не исключаю".

Теперь чуть конкретнее. Если вы уже находитесь в "точке принятия решения" ("X" – рис. 99) и видите, что машин на главной дороге нет или они есть, но, въехав на перекресток, вы не сможете создать им помех, то надо прекращать снижение скорости и начать ее увеличение. Если же условия не позволяют вам сейчас въехать на перекресток, то надо спокойно остановиться в заранее запланированном месте (см. рис. 63). Ну а дальше, когда главная дорога освободится, – обычный старт, ускорение, переключение передач и т.д.

Движение направо. Это именно то, что мы с вами отрабатывали на маршруте движения вокруг площадки, и повторяться не стоит (см. рис. 64 и 67).

Движение налево. А это, пожалуй, самый сложный из всех возможных поворотов. Проблема заключается в том, что вы должны контролировать движение машин с трех сторон перекрестка (рис. 100).

Рис. 100. Поворот налево со второстепенной дороги на главную

Машины слева и справа от вас определяют решение вопроса: "Можно ли въезжать на перекресток?", а встречные машины: "Можно ли будет закончить поворот без остановки на перекрестке?" Приближаясь к такому перекрестку, необходимо заранее спланировать не только скорость, передачу и траекторию движения, но и конкретные точки, где в случае необходимости вы будете останавливаться ("А", "Б" и "В" – рис. 100).

Разворот. Не буду даже рисовать этот вариант направления движения на таком перекрестке. Считаю, что это самоубийство. А если кто-то хочет, то нарисуйте сами (подобные рисунки у вас есть – см. рис. 89 и 90). Но в первые свои месяцы на дороге все же не советую вам воплощать это безумие в жизнь.

Пересечение со второстепенной дорогой

Сейчас вы движетесь по главной дороге и у вас полное преимущество по отношению к транспорту, приближающемуся к перекрестку по пересекаемой дороге.

Только не радуйтесь раньше времени. А как вы узнали, что подъезжаете к перекрестку по главной дороге? Ах, у вас знак 2.1 "Главная дорога"! Ну-ну! Это он на рисунке есть (см. рис. 104), а на реальной дороге его может и не быть.

Перед каждым ли перекрестком вы видели такие знаки? К счастью, в последние годы они стали появляться на дорогах, а раньше их практически не было. Да и сейчас во время поездки по любому городу можно встретить не один и не два перекрестка без этих желтых ромбовидных знаков.

Как же тогда определить, что мы движемся по главной дороге? Вот об этом сейчас и поговорим (рис. 101).

Рис. 101. Определение главенства дорог

Предлагаю вам следующую последовательность размышлений по мере приближения к любому перекрестку:

I. Сначала на максимальном расстоянии до перекрестка стоит поискать светофор. Увидеть его бывает не трудно, так как на регулируемых перекрестках обычно устанавливают несколько светофоров, и наверняка хотя бы один из них попадет в зону вашего заинтересованного взгляда.

Если "на горизонте" не виден ни один светофор, то можно огорчаться – вас ждет нерегулируемый перекресток. Причем издалека вы не сможете с полной уверенностью определить статус своей дороги. Придется подъехать к перекрестку чуть ближе, но скорость движения следует несколько уменьшить.

II. Когда ваша машина окажется в позиции 2 (рис. 101) и вы будете в состоянии отчетливо видеть ближний правый угол перекрестка, надо будет заняться поисками знака 2.4 "Уступите дорогу". И если он нашелся, то можете радоваться.

"Чему же тут радоваться? Ведь мне теперь придется тормозить, уступать и т. д.!"

Поверьте, радоваться есть чему. У вас сейчас полная определенность со статусом пересекающихся дорог, и уже можно приступать к разработке поэтапного плана последующих действий. А если знака вы не нашли, то никакой определенности у вас пока нет.

Вариантов может быть три:

1. Все-таки вы на второстепенной дороге (знак найдется позже).

2. Вы на главной дороге.

3. Обе дороги равны по значению.

Ошибка с определением главенства дорог, как правило, приводит к закономерной аварии. Поэтому продолжаем разбираться, только скорость движения теперь придется еще уменьшить, так как перекресток приближается, а времени для принятия решения остается все меньше и меньше.

Подъехав к перекрестку чуть ближе, можно уже более тщательно изучить его ближний правый угол, и если знака вы все же не видите, то принимать решение еще рано. Надо посмотреть на ближний левый угол (рис. 101, поз. 3). Нередко знаки дублируются, и второй знак устанавливается на левой стороне дороги. Если и там знака не оказалось, то тогда есть еще одно место, куда надо посмотреть и поискать знаки – это дальний левый угол (рис. 101, поз. 4).

"А как я пойму, какие там установлены знаки? Ведь увижу я их со спины, а со спины-то они все серые!" – закономерный вопрос в вашей стороны.

И опять поверьте автору, если там есть знак 2.4 "Уступите дорогу", вы его обязательно узнаете. Ведь только один знак из всех треугольных знаков обращен вершиной вниз! Если для вас это серый треугольник, перевернутый "головой вниз", то для водителей встречных машин это знак "Уступите дорогу"! А отсюда уже можно делать выводы: "Они находятся на второстепенной дороге и должны уступить машинам, движущимся по пересекаемой (главной) дороге. Значит, я сейчас еду тоже по второстепенной дороге и тоже должен уступить. А знак, обращенный лицом ко мне, я просто не нашел или его сдуло ветром".

К сожалению, все это не надумано, это обычные наши дороги. Нередко знаки бывают спрятаны в кустах или висят на проводах на такой высоте, что, не выйдя из машины, их не увидишь, а иногда они просто отсутствуют.

Да, последнее время знаки стали появляться в тех местах, где им и положено быть, но предложенная вам методика определения главенства дорог все же пригодится. Поэтому пойдем дальше. Вернее, поедем дальше, но только с еще меньшей скоростью, так как искомого треугольного знака ни в одном из просмотренных углов не оказалось!

В этом случае самая большая ошибка, которую делают некоторые из водителей, заключается в том, что они принимают поспешное решение: "Если я не на второстепенной дороге, значит, я на главной!"

Но ведь вариантов-то у нас было не два, а три! Вполне возможно, что на этом перекрестке знаков вообще нет и дороги равнозначны! Поэтому, если вы не нашли знаки "для себя", то теперь надо поискать знаки "для них" на пересекаемой дороге.

III. Узнавать знаки 2.4 "Уступите дорогу" "со спины" мы с вами только что научились, правда, теперь они будут расположены к нам полубоком, но увидеть их и понять все-таки можно (рис. 101, поз. 5).

Если на одном из углов обнаружатся серые треугольники, установленные вершиной вниз и лицом к машинам, движущимся по пересекаемой дороге, то надо сразу же прекращать торможение и начинать ускорение – мы на главной дороге!

Кстати, как вы думаете, что это за серые "уши" у знака "Ограничение максимальной скорости"? (рис. 102). Правильно, для вас, если вы поедете по этой дороге, максимальная скорость движения будет ограничена до 40 км/ч, а "для них" – это знак "Уступите дорогу"!

Рис. 102. Серые "уши"

Раз уж мы с вами немного отвлеклись, то посмотрите еще и на серый восьмигранник (рис. 103) – это знак 2.5 "Движение без остановки запрещено" со спины. С его помощью тоже можно определять главенство дорог. Поэтому все, что здесь говорилось о сером треугольнике, в полной мере относится и к серому восьмиграннику.

Рис. 103. Серый восьмигранник

Итак, если на одном из углов перекрестка вы нашли хотя бы один из знаков 2.4 или 2.5, обращенный к вам лицом, спиной или полубоком, то у вас есть возможность проехать этот перекресток абсолютно осознанно. А если не нашли?

IV. В этом случае надо значительно уменьшить скорость движения, и подъехав почти вплотную к перекрестку, последний раз быстро просмотреть все четыре угла (рис. 101, поз. 6). Если какой-либо из знаков все-таки обнаружится, то вам надо будет моментально принимать правильное решение – "давить" на тормоз или на "газ".

V. Если вы окончательно убедились в том, что знаков приоритета здесь нет, то принимается последнее из возможных решений – дороги равны по значению (рис. 101, поз. 7)!

Тогда надо вспомнить главное правило для таких перекрестков "Помеха справа" (см. п. 13.11 ПДД), а также заглянуть на следующую страницу, где мы с вами разберем варианты движения через такие перекрестки.

А пока вернемся к варианту III, то есть сейчас мы с вами находимся все-таки на главной дороге.

С помощью предложенной методики или с помощью знака 2.1 "Главная дорога", который все же оказался на своем месте перед перекрестком, вы определили, что движетесь именно по главной дороге. Значит, сейчас у вас полное преимущество по отношению к машинам, движущимся по пересекаемой второстепенной дороге и можно спокойно продолжить движение прямо и направо.

Лишь при повороте налево (и развороте), как и на всех предыдущих перекрестках, надо будет уступить дорогу встречному транспорту. Поэтому заранее следует наметить не только траекторию поворота, но и те точки на ней, где в случае необходимости вы будете останавливаться (рис. 104).

Рис. 104. Движение через перекресток по главной дороге

Управление автомобилем (техника)