УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Автошкола
ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ
Зеркала заднего вида
Положение ног водителя
РАБОТА РУК ВОДИТЕЛЯ
Переключение передач
ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ
Стояночный тормоз
Начало движения на подъеме
Управление автомобилем (техника)
Экзаменационная змейка
Торможение двигателем
Выезд с площадки направо
Начав поворот из крайнего
правого положения
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ
ПОВОРОТЫ НАПРАВО
ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
На дорогах в городе
Пересечение с главной дорогой
Перекресток равнозначных дорог
Дорога с трамвайными путями
Трамвайные пути на перекрестке
Перекресток с круговым движением
Обгон
МАНЕВРИРОВАНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ
РАЗВОРОТ В ТРИ ПРИЕМА
Въезд задним ходом в
экзаменационный "бокс"
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА
ЗАДНИМ ХОДОМ
 

Перекресток с круговым движением

Первое время советую вам также воздерживаться от поездок через перекрестки с круговым движением. Здесь тоже есть определенные проблемы. Посмотрите на рисунки 121–123.

На практике существует два варианта решения вопроса очередности движения при въезде на круговое движение:

1. Если знаков приоритета нет, то вы имеете право беспрепятственно въехать на этот перекресток равнозначных дорог, так как у вас нет и быть не может помехи справа (рис. 121а).

2. Если "круговое движение" встречает вас композицией знаков, изображенной на рисунке 121б, то тогда вы обязаны уступить дорогу тем, кто уже движется по "кругу".

Рис. 121. Въезд на "круг"

Причем все это вам придется определять еще раз, когда вы сами будете уже на "кругу", а кто-то другой на него будет въезжать.

В отличие от обычных перекрестков въезжать на круговое движение (поворачивать направо) можно с любой полосы (рис. 121 в) и практически все водители об этом знают.

Но выезжать с "круга" разрешается только с крайней правой полосы (рис. 122).

Рис. 122. Выезд с "круга"

А вот об этом, к сожалению, знают уже не все. Хотя знать-то они, может быть, и знают, но соблюдают это правило не все, и поэтому проехать по "кругу" по крайней правой полосе бывает практически невозможно.

Конечно, можно "спрятаться" от водителей-нарушителей на левой полосе, прижавшись к клумбе, но как потом перестроиться на крайнюю правую полосу (рис. 123)? Ведь мы же с вами находимся на "нашей" дороге, где водители-"джентльмены", которые позволят вам спокойно перестроиться, только-только начали появляться.

Рис. 123. Движение по "кругу"

Для "новичка" на перекрестке с круговым движением сконцентрировано уж слишком много наших отечественных проблем, и поэтому первое время не советую вам включать в маршрут своих поездок столь опасные места.

Въезжать на перекрестки с круговым движением можно лишь тогда, когда вы уже научитесь видеть все вокруг своей машины и начнете понимать намерения других водителей, будь они правы или не правы.

А пока, если вам очень хочется покататься "по кругу", можете приехать туда часика этак в 2–3 ночи, когда на нем будет тренироваться еще парочка "новичков". Уж между собой вы точно разберетесь.

Очень не хочется, чтобы у вас осталось мрачное настроение после прочтения этой и нескольких предыдущих страниц, но считаю, что должен был предупредить о реальных на сегодняшний день проблемах, с которыми вы обязательно столкнетесь в специфических местах на наших дорогах.

Поверьте, спустя некоторое время все ваши страхи и опасения будет казаться вам смешными. Но думаю, что, впервые вставши на лыжи, не стоит сразу же прыгать с большого трамплина, сначала надо научиться ходить по равнине.

Перекресток с регулировщиком

Изучая ПДД, вы разобрались с основными сигналами регулировщика, но повторить их все же не помешает. Ведь не так часто можно увидеть регулировщика, который именно регулирует движение через перекресток. Поэтому знания, полученные во время учебы, частично стираются из памяти.

Давайте попробуем заложить в ваше сознание принципы, по которым строится работа регулировщика, и тогда вы всегда сможете вспомнить, что означает тот или иной сигнал человека с " полосатой палочкой ".

Регулировщик вытянул руки в стороны или опустил их вниз

Для осознания жестов регулировщика вам надо будет включить свое воображение.

Например, что вы увидите, если мысленно поднимитесь на высоту седьмого-восьмого этажа над центром того перекрестка, который изображен на рисунке 124?

Рис. 124. Регулировщик опустил руки вниз

Не кажется ли вам, что тело регулировщика является некой осью симметрии, которая делит все видимое пространство на две равные половины (рис. 125)?

Рис. 125. Тело регулировщика – ось симметрии

Эта воображаемая ось проходит через плечи и руки регулировщика, что особенно хорошо видно, когда его руки вытянуты в стороны. Если к этой оси приделать еще и стрелки, то они будут явно указывать на те две стороны перекрестка, движение транспорта с которых разрешено.

Давайте поговорим и о двух оставшихся сторонах. Лично я не знаю ни одного водителя, которому захотелось бы начать или продолжить движение на "мощную грудь" регулировщика. Это высказывание означает, что "со стороны груди" въезжать на перекресток нельзя.

А "со стороны спины" еще проще. Глаза даны человеку, чтобы видеть. Так может ли регулировщик видеть спиной?

Правильно, не может. Значит, за спиной у себя он не может и регулировать движение транспорта.

Следовательно, въезд на перекресток со стороны спины регулировщика всегда запрещен!

Теперь вернемся к тем двум сторонам, движение с которых разрешено. В каких направлениях регулировщик разрешает движение? Ведь пока он здесь не появился, разрешенных направлений у нас было четыре – прямо, направо, налево и разворот.

А куда можно двигаться сейчас?

И опять найти ответ нетрудно. Попробуйте "примерить" все возможные направления на этот перекресток (рис. 126).

Рис. 126. Не ломайте ось

По-моему, поворот налево и разворот не очень вписываются в этот рисунок, так как они "ломают" нашу ось симметрии!

Значит, с обеих сторон, на которые указывают плечи регулировщика, движение разрешено – только прямо и направо.

Лишь выяснив все вышеизложенное, вы можете спокойно въезжать на перекресток. Конечно, вам надо еще учесть, что прямо можно двигаться с любой из полос, а направо только с крайней правой, что при повороте надо будет уступить пешеходам, так как регулировщик разрешает им переходить дорогу у себя за спиной и перед грудью.

А еще не мешает знать и помнить, что трамваям регулировщик разрешает движение только в одном направлении – прямо (рис. 127).

Рис. 127. Трамваи движутся строго по оси симметрии

Регулировщик вытянул правую руку горизонтально вперед

Если использовать уже известный вам прием и мысленно воспарить над перекрестком (рис. 128), то опять все сразу станет понятно. Ось со стрелками, которую вы видели в предыдущей позиции регулировщика, теперь согнута о его правое плечо под углом 90°. Одна из сторон оси осталась на месте, а другая сейчас направлена прямо перед регулировщиком (рис. 129). А дальше вы все знаете и умеете.

Рис. 128. Регулировщик вытянул правую руку горизонтально вперед

Рис. 129. Угол 90°

Стрелки этого угла показывают на две стороны перекрестка, движение с которых разрешено – со стороны левого бока и перед грудью.

Со стороны спины въезжать на перекресток нельзя никогда. А со стороны правого бока движение запрещено, так как водители прямо перед собой видят "шлагбаум" в виде полосатого жезла регулировщика.

Остается только разобраться с разрешенными направлениями движения для машин и трамваев (рис. 130 и 131).

Рис. 130. Разрешенные направления движения для машин – не "ломайте" стороны угла

Рис. 131. Трамваи движутся строго по углу 90°

Думаю, вы согласитесь с тем, что если не "ломать" конструкцию угла, то со стороны груди регулировщика для всех видов транспорта из четырех возможных направлений движения останется – только поворот направо.

Из тех же соображений со стороны левого бока:

машинам разрешены все потенциально возможные варианты движения – прямо, направо, налево и разворот, так как они никаким образом не нарушают конструкцию угла,

трамваю разрешается движение – только налево, так как трамваи всегда должны двигаться строго по оси, которую образует тело регулировщика, даже если она согнута.

А также не забудьте уступить пешеходам, если вы собираетесь повернуть направо. Они сейчас имеют право переходить дорогу за спиной у регулировщика.

Регулировщик поднял правую руку вертикально вверх

Из трех основных сигналов регулировщика, этот является самым простым для понимания (рис. 132).

Рис. 132. Регулировщик поднял правую руку вертикально вверх

Ось, которая помогла нам разобраться с предыдущими позициями регулировщика, теперь уходит в небо! И поскольку машины летать пока не умеют, то вывод будет очень простой: со всех четырех сторон перекрестка для всех видов транспорта и пешеходов – движение запрещено.

Но не все так просто в этой жизни, как хотелось бы, одна проблема все же есть.

Такой сигнал регулировщика является промежуточным при смене сигналов. Это означает, что когда-нибудь регулировщик поднимет свою руку вверх в самый неподходящий для вас момент – когда вы вплотную подъедете к перекрестку или уже въедете на него.

Что в этом случае делать? Продолжить движение или попытаться остановиться?

В поисках ответа на этот вопрос советую учитывать, что регулировщик, располагаясь в центре перекрестка, прекрасно видит всю дорожную обстановку. И если он поднимает руку в тот момент, когда вы въезжаете на перекресток или уже находитесь на нем, то знайте – в отличие от желтого или красного сигнала светофора, у регулировщика есть глаза! Он рассчитывает на то, что вы закончите проезд этого перекрестка. Остановиться должны будут те, кто сможет это сделать в определенном правилами месте без применения экстренного торможения (см. рис. 63).

Скорость движения и дистанция

Правила дорожного движения конкретно говорят, с какой скоростью вы должны двигаться по дорогам: "Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил".

Ничего возразить не могу, все правильно. Но к этим высказываниям хочется добавить, что для каждой конкретной ситуации, каждый из водителей должен выбирать свою персональную скорость, с учетом своей водительской квалификации.

Можно сказать, что скорость движения по конкретному участку дороги определяется возможностями водителя:

• Видеть и понимать дорожную обстановку (знаки и светофоры, действия других водителей и пешеходов, состояние покрытия дороги и многое другое).

• Мыслить и своевременно принимать правильные решения (планировать свои действия и грамотно распределять их во времени и пространстве).

• Успевать оперировать органами управления автомобилем (рулем, указателями поворота, передачами и т.п.).

На определенной скорости движения у каждого водителя поле зрения начинает заметно сужаться, мысль не успевает за сменой обстановки, а руки и ноги начинают делать всякие глупости.

Если во время поездки на учебной или уже на своей машине вы отметите у себя вышеописанное состояние, знайте – эта скорость не ваша! Надо тут же снижать ее до нормального состояния взгляда и мысли.

Причем разговор идет не о какой-то конкретной скорости, например, 120 км/ч, а о скорости как таковой. Что же касается цифр, то, на одном и том же участке дороги для одного водителя скорость 40 км/ч – это очень мало, а для другого может быть – очень много.

Поэтому никаких указаний по поддержанию конкретной скорости, для каких-либо конкретных условий, в этой книге вы не найдете. Просто почаще контролируйте свое состояние, приближаясь к любому новому участку дороги.

Теперь о дистанции. В различных странах мира есть конкретные рекомендации относительно безопасной дистанции.

Например, в Англии – это "двухсекундный промежуток", в США – надо сосчитать "одна тысяча раз – одна тысяча два", во Франции – "трехсекундная дистанция".

Иными словами, вам советуют оказаться около той точки, мимо которой только что проехала движущаяся перед вами машина, через 2–3 секунды.

Согласен, рекомендация разумная. При любой скорости движения дистанция получается такой, которая обеспечивает безопасную остановку в случае, если впереди идущая машина вдруг резко затормозит. Но если на наших дорогах только и делать, что увлеченно отсчитывать секунды, то дистанция-то будет неплохой, но как быть со всем остальным?

Ведь нам надо искать знаки, спрятанные за деревьями и кустами, прогнозировать переключения сигналов светофора, выискивать глазами пешеходов, которые "мечтают" перебежать дорогу именно перед нашей машиной, объезжать ямы и колдобины на дороге, и прочие особенности нашей "национальной езды".

Поэтому вместо импортной системы "сухой математики" советую вам развивать у себя чувства времени, скорости и расстояния.

Поверьте, вы в состоянии именно чувствовать безопасную дистанцию, которая позволит вам спокойно остановиться, если впереди идущая машина резко затормозит. Для этого надо только периодически задавать себе простой вопрос: "А какая у меня сейчас дистанция? Не слишком ли она мала или велика?" Причем это только на первое время. Позже достаточно будет лишь удерживать впереди идущую машину в поле своего периферического зрения, и оно вам подскажет, оптимальная ли у вас сейчас дистанция.

А на безопасных участках хороших дорог, которые начали у нас появляться, можно и проверить рекомендации "западной математики".

Управление автомобилем (техника)