УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Автошкола
ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ
Зеркала заднего вида
Положение ног водителя
РАБОТА РУК ВОДИТЕЛЯ
Переключение передач
ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ
Стояночный тормоз
Начало движения на подъеме
Управление автомобилем (техника)
Экзаменационная змейка
Торможение двигателем
Выезд с площадки направо
Начав поворот из крайнего
правого положения
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ
ПОВОРОТЫ НАПРАВО
ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
На дорогах в городе
Пересечение с главной дорогой
Перекресток равнозначных дорог
Дорога с трамвайными путями
Трамвайные пути на перекрестке
Перекресток с круговым движением
Обгон
МАНЕВРИРОВАНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ
РАЗВОРОТ В ТРИ ПРИЕМА
Въезд задним ходом в
экзаменационный "бокс"
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА
ЗАДНИМ ХОДОМ
 

РАЗВОРОТ В ТРИ ПРИЕМА

Следующим этапом в освоении движения задним ходом и в повышении мастерства вождения автомобиля является разворот в три приема в ограниченном по ширине пространстве или, проще говоря, на узкой дороге. Для того, чтобы вы смогли успешно сделать этот разворот, вам надо понять так называемую "теорию кругов" (рис. 140).

Рис. 140. "Теория кругов"

Любой автомобиль имеет минимальный радиус поворота, который в среднем составляет около 5,5 м. На рисунке (рис. 140) вы можете видеть, что именно по этой причине машина не в состоянии развернуться на данном участке дороге, не заехав на тротуар (по кругу № 1).

В обычной жизни, может быть, и не надо мудрить. Ну, заехали немного на тротуар – и ладно. Однако большинству из вас предстоит сдавать экзамены, да и тротуары бывают слишком высокие. Поэтому будем считать, что заезжать на тротуар или за линию стоек на экзамене – нельзя.

Как же тогда развернуться?

А посмотрите на круг № 3! Ведь он не затрагивает левый тротуар. Значит, нам надо каким-то образом перейти с одного круга на другой. Сделать это можно только с использованием круга заднего хода (№ 2). Причем переходы с круга на круг вы должны научиться делать на кратчайшем расстоянии. Для этого в точках "Б" и "В" колеса вашей машины надо будет развернуть в другую сторону.

"Значит, в точке "А" выкручиваем руль до конца налево, начинаем движение, доезжаем до тротуара, в точке "Б" останавливаемся и на месте выкручиваем руль в другую сторону. Затем делаем все то же самое в точке "В". И нет никаких проблем!" И это ошибочные мысли.

Во-первых, на экзаменах не рекомендуется крутить руль на месте, когда машина не движется! А во-вторых, на наших отечественных машинах не у каждого еще и получится провернуть руль, стоя на месте на сухом асфальте. Кстати, ремонт рулевого управления обходится весьма недешево не только на зарубежных, но и на наших машинах тоже, а ремонтировать его придется, если к рулю часто прикладывать "дикие" усилия. Поэтому запомните еще одно правило – руль можно поворачивать только в движении!

Чтобы переходы с круга на круг получались на кратчайшем расстоянии, вам надо научиться "рисовать" передними колесами те "птички", которые изображены на рисунке 141. Для этого перед самой остановкой, за 40–50 см до того (первое время расстояние может быть чуть больше, но не более 1 м) вам надо быстро повернуть руль в другую сторону настолько, насколько успеете.

На таком коротком расстоянии повернуть руль в другую сторону до конца вы не успеете, значит, доворачивать его вам придется в самом начале движения задним ходом уже по другому кругу.

Рис. 141. Следы от передних колес при развороте в три приема

Все это возможно, только скорость движения, как передним, так и задним ходом должна быть минимальной. Надеюсь, к этому времени вы уже научились делать "баланс" или хотя бы умеете "подталкивать" машину (см. стр. 25, 26).

Если освоить быстрый переход с одного круга на другой, то никакие узкие места уже не смогут поставить вас в тупиковое положение. Правда, для того, чтобы развернуться в тех местах, где, на первый взгляд, сделать это вообще невозможно, вам придется изрядно поработать руками и ногами (рис. 142).

Рис. 142. Разворот в пять приемов

Это уже будет разворот не в три приема, а в пять, семь и так далее. Лишь бы ширина коридора была не меньше длины вашего автомобиля.

А сейчас выбирайте подходящее место и начинайте соединять круги в одно целое – разворот в три приема.

На площадке вам придется ограничить ширину коридора для разворота с помощью подручных средств. Это могут быть не только экзаменационные стойки, но и любые другие предметы или просто линии и трещины на асфальте.

Для начала ширину коридора можно сделать побольше, потом немного поменьше и затем уменьшить ее до экзаменационной – две длины вашего автомобиля (а лучше и того меньше).

Окончательную проверку вы можете устроить себе на реальной узкой дороге. Только для этого лучше использовать тупиковый участок дороги без интенсивного движения.

Во время выполнения разворота в три приема каждое ваше последующее действие должно быть четко спланировано. Можно воспользоваться следующим поэтапным планом действий:

I. Движение вперед налево:

1. Включить указатели поворота налево.

2. Посмотреть в левое боковое зеркало заднего вида.

3. Проконтролировать "мертвую зону" поворотом головы назад налево.

4. Плавно начать движение.

5. Удержать минимальную скорость движения.

6. Как можно ближе прижаться к правому тротуару.

7. Еще раз посмотреть в зеркало и проконтролировать "мертвую зону".

8. Повернуть руль налево до конца с максимально возможной скоростью вращения.

9. Продолжить движение с минимальной скоростью.

II. Подготовка к остановке:

1. Примерно за 1–1,5 м до предполагаемого места остановки левой ногой нажать педаль сцепления, а правую перенести на педаль тормоза (машина будет двигаться по инерции).

2. За 40–50 см до предполагаемого места остановки руль быстро повернуть направо, настолько, насколько это будет возможно на таком расстоянии, и сразу же остановить машину.

3. Выключить первую передачу.

III. Движение назад направо:

1. Включить передачу заднего хода.

2. Развернуться на сиденье полубоком направо и смотреть назад через правое плечо.

3. Включить указатели поворота направо (в ту сторону, куда вы смотрите, и затем будете поворачивать руль).

4. Проконтролировать ситуацию на дороге слева от себя (поворотом головы налево или еще больше повернуть ее направо).

5. Плавно начать движение назад и одновременно с этим довернуть руль направо до конца (в ту сторону, куда у вас повернута голова).

6. Удерживать минимальную скорость движения.

IV. Подготовка к остановке:

1. Примерно за 1–1,5 м до предполагаемого места остановки левой ногой нажать педаль сцепления, а правую перенести на педаль тормоза (машина будет двигаться по инерции).

2. За 40–50 см до предполагаемого места остановки быстро повернуть руль налево настолько, насколько это будет возможно на таком расстоянии, и сразу же остановить машину.

3. Выключить передачу заднего хода.

V. Движение вперед налево:

1. Занять на сиденье обычное положение.

2. Включить первую передачу.

3. Включить указатели поворота налево.

4. Проконтролировать ситуацию на дороге слева и справа от себя.

5. Плавно начать движение и одновременно с этим довернуть руль налево до конца (если это требуется).

6. Удерживать минимальную скорость движения до тех пор, пока машина не займет на дороге положение прямолинейного движения.

Примечания:

1. Если вы увидите, что переднее правое колесо вот-вот заденет тротуар, то следует остановиться (с учетом пункта II) и затем повторно проделать пункты III–V.

2. Для начала тренировок указанные в этом поэтапном плане расстояния можно несколько увеличить, но старайтесь не превышать их двукратной величины.

Советую вам придерживаться предложенного плана действий, тогда ваш разворот всегда будет успешным и безопасным как для вас, так и других участников движения.

Управление автомобилем (техника)