УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Автошкола
ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ
Зеркала заднего вида
Положение ног водителя
РАБОТА РУК ВОДИТЕЛЯ
Переключение передач
ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ
Стояночный тормоз
Начало движения на подъеме
Управление автомобилем (техника)
Экзаменационная змейка
Торможение двигателем
Выезд с площадки направо
Начав поворот из крайнего
правого положения
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ
ПОВОРОТЫ НАПРАВО
ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
На дорогах в городе
Пересечение с главной дорогой
Перекресток равнозначных дорог
Дорога с трамвайными путями
Трамвайные пути на перекрестке
Перекресток с круговым движением
Обгон
МАНЕВРИРОВАНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ
РАЗВОРОТ В ТРИ ПРИЕМА
Въезд задним ходом в
экзаменационный "бокс"
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА
ЗАДНИМ ХОДОМ
 

Переключение передач

"А какие могут быть проблемы с переключением передач?" – наивный вопрос тех, кто уже видел схему, нанесенную нарычат переключения передач.

Поверьте, проблемы есть. Допустим, вы перепутали первую передачу с третьей. В этом случае, при попытке трогания с места двигатель вашего автомобиля "заглохнет". Конечно, это не трагедия, если только вы не на экзамене. Но если перепутать третью передачу с первой, то на зимней заснеженной дороге занос вам будет обеспечен.

Еще большая беда может приключиться при неправильной или небрежной работе с коробкой передач на автомобилях типа ВАЗ-2109, где задняя передача находится рядом с первой.

Как вы будете себя чувствовать, если, начиная движение на только что включившийся зеленый сигнал светофора, все поедут вперед, а вы назад?

Как это? Да очень просто! Не умея грамотно работать рычагом переключения передач, вы случайно включили заднюю передачу вместо первой!

А ведь водителя сзади совсем не интересует, недоучили вас в автошколе или "не та" передача включилась случайно. Ему теперь интересно, когда вы отремонтируете его машину. Так что давайте разберемся с вашей правой рукой на рычаге переключения передач, прежде чем вы начнете делать ошибки.

На рисунке 16 показана схема только для четырех передач, но они как раз и являются основными. Шарик на пружине есть ни что иное, как рычаг переключения передач. И нам с вами необходимо разобраться с тем, как этот шарик должен перемещаться по коридорам. Для начала практической работы с коробкой передач вам придется полностью нажать педаль сцепления, иначе некоторые передачи могут не включиться.

Рис. 16. Схема расположения четырех передач

Предполагаю, что левая нога у вас не железная, поэтому, наверное, сначала стоит прочитать все, что написано о переключении передач, потом проиграть это в уме и лишь затем начинать тренировку.

Первая передача

Под воздействием пружины шарик вынужден постоянно находиться в нейтральном положении между третьей и четвертой передачей.

Когда вам нужна первая передача, то первым действием, преодолевая усилие пружины, вы переводите шарик в соседний коридор налево до легкого соприкосновения со стенкой (рис. 17, поз. N').

Рис. 17. Первая передача

Затем, передвигая шарик вперед по левому коридору, вы достигнете края ямки первой передачи и благополучно в нее свалитесь. Несмотря на усилие растянутой пружины, ямка в состоянии удержать шарик. Это и есть первая передача!

Еще раз, о том, как ее получить. Надо сделать два конкретных движения:

1. Налево – от нейтрального положения до стенки левого коридора, без попытки ее проломить.

2. Вперед – вдоль стенки левого коридора до падения шарика в ямку.

Теперь о том, как выключить первую передачу. Если учесть, что пружина сейчас находится в растянутом состоянии, то достаточно лишь подтолкнуть шарик назад из ямки. А дальше пружина сама проведет шарик по коридорам и поставит его в исходное нейтральное положение между ямками третьей и четвертой передачи.

Можно сделать еще один вывод:

для выключения передачи следует сделать всего лишь одно конкретное, несильное, короткое движение кистью руки назад.

Запомните это движение, сегодня оно понадобится вам еще не один раз. Абсолютно все передачи выключаются таким движением, только одни из них движением назад, а другие – вперед.

Самый же главный вывод, который сейчас надо сделать, так это то, что есть коридоры, ямки, шарик и пружина, а не просто "какой-то там" рычаг переключения передач! Тогда при работе с коробкой передач у вас на самом деле не будет проблем. А сейчас пойдем дальше, нас ждут другие передачи.

Вторая передача

Переключая первую передачу на вторую (рис. 18), вам надо:

1. Прижать шарик к левой стенке коридора и удерживать пружину в постоянно растянутом состоянии.

2. Вытолкнуть шарик из ямки первой передачи и удержать его в нейтральном положении левого коридора (поз. N'), не давая пружине возможности поставить шарик в правый коридор.

3. Подтолкнуть шарик к краю ямки второй передачи и упасть в нее (поз. 2).

Рис. 18. Вторая передача

Выключается вторая передача так же, как и первая (с учетом пружины), но только короткий толчок в шарик делается кистью руки – вперед. А в нейтральное положение он уже доберется сам.

Третья передача

С третьей передачей очень часто возникают проблемы, и не только у кандидатов в водители. Надеюсь, вы не будете делать ошибок.

Дело в том, что при переключении второй передачи на третью путь "N'–N" (рис. 19) шарик должен пройти под воздействием пружины, а не руки водителя! Вам надо сделать не три, а всего два движения с короткой паузой, отведенной для работы пружины.

Рис. 19. Третья передача

Вот ваши действия: короткий толчок в шарик вперед – пауза – и опять вперед.

"А что, трудно мне самому, что ли, передвинуть шарик направо?"

Нетрудно, если вы уже "намотали" на колеса не одну тысячу километров и "набили" руку. Хотя и тогда не стоит тратить свою энергию на лишнее действие.

Если вы хотите получить именно третью передачу, а не первую или пятую, то советую не забывать о пружине.

Четвертая передача

Это совсем легко. По основному коридору шарик надо просто перевести назад (рис. 20).

Рис. 20. Четвертая передача

Однако маленькая проблемка все же есть. Переводить шарик из ямки третьей передачи в ямку четвертой следует не одним, а двумя движениями, с микропаузой в нейтральном положении. Причин для этой паузы много. Это и техническая сторона дела (работа синхронизаторов в коробке передач), и мгновения для контроля своих действий. А самое главное, ваша рука должна отрабатывать автоматизм правильных действий. Все передачи должны переключаться с паузой в нейтральном положении любого из коридоров!

Пятая передача

На современных автомобилях устанавливаются пятиступенчатые коробки передач. Пятую передачу часто называют "повышающей". При движении с большой скоростью она позволяет двигателю работать в щадящем режиме, а водителю экономить топливо. О тактике переключения передач мы с вами поговорим позже, а пока надо научиться включать и выключать эту пятую передачу (рис. 21). Оказывается, коридор пятой передачи выходит за пределы предыдущей схемы. Поэтому для ее включения необходимо соблюдать определенную последовательность:

1. Выталкиваем шарик из ямки четвертой передачи, и пружина тотчас ставит его в нейтральное положение.

2. Преодолевая встречное усилие пружины, переводим шарик в нейтральное положение, расположенное уже в третьем коридоре, и слегка упираемся в стенку. При этом пружина как бы выворачивается в другую сторону и будет пытаться вернуть шарик в основной коридор.

3. Далее, уже известное действие – по коридору до ямки. Падаем в нее, и у нас – пятая передача.

Рис. 21. Пятая передача

Выключается пятая передача так же, как и другие – одним коротким движением кисти руки, лишь помогая шарику выбраться из ямки. А дальше, пружина сама поставит его в нейтральное положение между третьей и четвертой передачей в основном коридоре.

Передача заднего хода

У автомобилей различных марок и моделей варианты включения передачи заднего хода тоже различные. Поэтому прежде, чем внимательно изучать лежащую перед вами книгу, имеет смысл заглянуть в заводскую инструкцию по эксплуатации вашего конкретного автомобиля.

На отечественных автомобилях возможны два основных варианта включения передачи заднего хода: "налево – вперед" и "вниз – направо назад" (рис. 22).

Рис. 22. Передача заднего хода: а) слева; б) справа

Что касается техники включения и выключения этой передачи, то с учетом предыдущего разговора о шарике на пружине, который мы выводили "погулять" по коридорам с ямками, вы теперь сможете включить любую передачу на любом автомобиле. Предварительно следует лишь узнать схему расположения "ямок" передач и не забывать следующие правила:

не прилагать к рычагу переключения передач излишних усилий,

учитывать работу пружины,

делать паузу в нейтральном положении.

Полагаю, разговор о передачах оказался не сложным, и вы уже успели все проверить на практике, сидя в автомобиле. Это, конечно, хорошо, но есть один небольшой ехидненький вопросик: "А куда вы смотрели, переключая передачи? Не на свою ли правую руку?"

"Ну, так. А что?" – ваш недоуменный вопрос. Ответ будет мрачный: "Считайте, что вы въехали в остановившуюся по середине дороги машину!" Пока вы увлеченно рассматривали работу своей правой руки, дорожная ситуация перед вашей машиной несколько изменилась. И вместо того, чтобы переключать передачу, надо было тормозить! Не забывайте о том, что водитель не вправе отвлекаться от дороги, разглядывая свои руки и ноги! Поэтому вам придется еще немного потренироваться в переключении передач, но теперь уже с закрытыми глазами! Причем "вслепую" надо научиться переключать все передачи, как в восходящем порядке, так и в нисходящем.

При разгоне автомобиля водитель переключает передачи последовательно: 1–2–3–4–5, а при торможении возможны различные варианты (рис. 23). Например, после пятой передачи может понадобиться вторая, или после четвертой – первая. Иными словами, с любой высшей передачи вам надо научиться переключаться на любую низшую, минуя промежуточные.

Рис. 23. Варианты переключения передач

А сейчас закрывайте глаза, представьте в уме схему расположения "ямок" передач и "погоняйте" своей правой рукой наш "шарик" по коридорам, переключая передачи в различных комбинациях.

Управление автомобилем (техника)