УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Автошкола
ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ
Зеркала заднего вида
Положение ног водителя
РАБОТА РУК ВОДИТЕЛЯ
Переключение передач
ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ ДВИЖЕНИЯ
Стояночный тормоз
Начало движения на подъеме
Управление автомобилем (техника)
Экзаменационная змейка
Торможение двигателем
Выезд с площадки направо
Начав поворот из крайнего
правого положения
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ
ПОВОРОТЫ НАПРАВО
ПОВОРОТЫ НАЛЕВО
На дорогах в городе
Пересечение с главной дорогой
Перекресток равнозначных дорог
Дорога с трамвайными путями
Трамвайные пути на перекрестке
Перекресток с круговым движением
Обгон
МАНЕВРИРОВАНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ
РАЗВОРОТ В ТРИ ПРИЕМА
Въезд задним ходом в
экзаменационный "бокс"
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПАРКОВКА
ЗАДНИМ ХОДОМ
 

Стояночный тормоз

Само название говорит за себя – тормоз на стоянке. Когда вы находитесь дома, ваши ноги, естественно, пребывают вместе с вами. Следовательно, "давить" на педаль тормоза, которая находится в автомобиле, ночующем под окнами, вы не можете. А удерживать машину на стоянке надо!

Нечасто, но бывают случаи, когда "железный конь", не дождавшись своего хозяина, сам отправляется "погулять".

Нет, машину не украли, просто она укатилась под горку, когда кто-то случайно (или специально) задел ее плечом. А что может натворить тяжелая бесконтрольная махина на колесах, вы можете представить и без моей помощи.

Чтобы не происходили те кошмары, о которых сейчас подумалось, и нужен стояночный тормоз. В отсутствие водителя он блокирует задние колеса автомобиля, не позволяя им вращаться. Конечно, это не единственное предназначение стояночного тормоза, но пока нас интересует именно это.

Кстати, в обиходе стояночный тормоз чаще называют "ручным тормозом" или еще короче – "ручником". Надеюсь, вы мне простите некоторую свободу в формулировках, зато после этого вы сможете поддерживать любой "профессиональный" разговор. До тех пор, пока рычаг стояночного тормоза находится в верхнем положении, машина не поедет, как бы хорошо мы с вами ни работали педалями газа и сцепления. Поэтому после этапов технической и информационной подготовки автомобиля к началу движения, когда машина и водитель уже готовы к старту, задние колеса необходимо "освободить от пут".

Техника исполнения не сложна. Есть только один неприятный момент – рычаг не хочет опускаться вниз!

И не надо на него так сильно давить, пожалейте "железяку"! Все равно, он не опустится. Вы забыли или просто не смогли нажать кнопку (рис. 30). А кнопка является фиксатором, который удерживает "ручник" в поднятом состоянии! Поэтому, пока вы не утопите кнопку в рычаг, как бы сильно вы на рычаг ни давили, с места он не сдвинется.

Рис. 30. Рычаг стояночного тормоза: 1 рычаг стояночного тормоза; 2 – кнопка фиксатора рычага

Если при постановке машины на стоянку "ручник" был затянут "от души", то утопить кнопку простым нажатием большого пальца правой руки обычно не удается. Тогда следует поступить следующим образом:

• кистью правой руки взяться за рычаг,

• большим пальцем упереться в кнопку, пытаясь ее нажать,

• приподнять (поддернуть) рычаг вверх, хотя бы на пару миллиметров, продолжая давить на кнопку,

• дожать кнопку, если она в это время еще не "провалилась" в рычаг,

• удерживая кнопку фиксатора нажатой, опустить рычаг вниз до конца,

• отпустить кнопку.

Включать стояночный тормоз (ставить машину на "ручник") намного проще. Просто возьмитесь за рычаг и энергичным движением потяните его вверх. При этом кнопку фиксатора трогать не надо! Рычаг "протрещит" наверх и замрет в том положении, в котором вы его оставите.

Потренировавшись несколько раз, не глядя на руку, вы научитесь моментально ставить машину на ручной тормоз, а также и освобождать ее от "ручника".

Никогда не дергайте рычаг стояночного тормоза во время движения автомобиля! В противном случае занос автомобиля вам будет гарантирован даже на сухом асфальте. Может быть позже, лет через несколько, мы с вами и поговорим о вождении автомобиля в экстремальных условиях, но не сейчас. Сегодня нам надо лишь снять машину с "ручника", и вы только что научились это делать.

Пора переходить к кульминационной стадии подготовки автомобиля к началу движения – к работе педалями газа и сцепления.

"Газ"

Как вы думаете, с чего все-таки следует начинать старт автомобиля? Сразу нажать "газ" и затем заняться сцеплением или наоборот? Задумались? Тогда сначала давайте решим задачу попроще.

Вам предстоит нести на спине мешок картошки с поля в дом, причем, расстояние до дома – два километра! Стоило ли с утра покушать?

Думаю, стоило, но только не объедаться, а нормально поесть, чтобы силы были.

И с машиной то же самое!

Прежде чем нагружать двигатель работой по сдвиганию с места массы автомобиля, его надо "накормить". "Кушает" ваш двигатель – бензин, а заведует "кормежкой" – правая нога на педали газа. Поэтому первым делом при старте машины надо нажать "газ". Кстати, чуть позже к этому же вас будут призывать рисунки 34 а и 35 а.

Итак, педаль газа. Пятка правой ноги и все остальное, что выше нее, должно оставаться практически неподвижным. Работает только стопа!

Легким, мягким, ласковым движением верхней части стопы слегка нажимаем на педаль газа до ощущения и осознания... полутора тысяч оборотов коленчатого вала двигателя в минуту!

Вот тебе и раз! Начали с картошки, а закончили замысловатой фразой.

Поверьте, хороший водитель должен понимать все составные части науки вождения автомобиля, и это не только работа рулем и педалями.

"Правила дорожного движения", "Основы безопасности дорожного движения" и "Устройство автомобиля" (хотя бы принцип работы) знать необходимо! Причем осваивать эти предметы надо не для успешной сдачи экзамена, не для "дяди", а лично для себя, для своей будущей безопасной жизни на дороге (помочь в этом могут книги, выпускаемые издательством "Мир Автокниг").

А на данный момент вам необходимо понять, что означает "газ" в "полторы тысячи оборотов коленчатого вала двигателя в минуту".

На половине выпускаемых автомобилей на щитке приборов имеется прибор, который называется: "Тахометр". Этот прибор показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Или чуть проще – как быстро сейчас крутится вал двигателя. Можно и по другому – насколько сильно "накормлен" двигатель. Так или иначе, результат нажатия на педаль газа отражается на приборе (рис. 31).

Рис. 31. Тахометр

Пока вы не нажимали педаль, двигатель работал на холостом ходу. Это соответствовало показанию тахометра: 9–10, то есть 900–1000 об/мин. Для уверенного старта автомобиля двигатель следует "накормить" до 1500–1800 об/мин. Соответственно на тахометре это выражается показанием: 15–18. Не уверен, что тем, у кого в машине тахометра не оказалось, не повезло. Хотя им и пришлось методом проб и ошибок, на слух определяться с этими оборотами.

С одной стороны, им, конечно, не повезло – некуда было посмотреть, и поэтому потребовалась подсказка помощника. И в то же время им явно повезло, так как они научились определять частоту вращения коленчатого вала двигателя по звуку и вибрациям.

Хочу предупредить тех, у кого в машине тахометр есть, – не привыкайте к нему! Учитесь слышать и ощущать работу двигателя. Водитель не вправе постоянно отвлекаться от дороги, рассматривая многочисленные приборы.

Немного потренировавшись с открытыми и закрытыми глазами, послушав работу двигателя, вы очень быстро научитесь делать любой "газ" без помощи каких-либо приборов.

А сейчас, тем или иным способом, вам надо сделать приятные на слух 1500–1800 об/мин и готовиться к работе педалью сцепления.

 

Сцепление

Еще немного и поедем, потерпите! Терпеть имеет смысл, потому что вы должны именно поехать, а не попрыгать!

Итак, ранее мы с вами успешно нажали педаль сцепления, запустили двигатель, включили первую передачу и сделали все остальное, необходимое для успешного и безопасного старта автомобиля. Осталось только соединить два диска сцепления, и машина тронется с места. Но именно это последнее действие и вызывает затруднения у большинства будущих водителей. Поэтому сначала вам надо понять предстоящий процесс теоретически и лишь потом переходить к практическому опыту.

Давайте вспомним рисунок 25. Первый диск сцепления очень сильный, так как на нем сконцентрирована вся мощь "лошадиных сил", спрятанных под капотом автомобиля. Второй диск – очень "тяжелый", поскольку на нем сконцентрирована вся масса автомобиля. Машина придет в движение только тогда, когда второй диск начнет вращаться.

Сразу договоримся о том, что усредненный легковой автомобиль весит около одной тонны. Один чуть меньше, другой чуть больше, это не принципиально. Самое главное понять, что второй диск очень "тяжелый"!

Условно (и недалеко от истины), оба диска имеют диаметр всего около 20-ти сантиметров. Один диск вращается со скоростью 25–30 оборотов в секунду! А второй – стоит "как вкопанный". И нам надо их соединить!

Не буду описывать смешные и печальные случаи, происходящие с машиной при бездумной работе педалью сцепления. Думаю, вы их слышали от своих "коллег по несчастью" или успели "обжечься" сами. Поэтому давайте сразу начнем учиться все делать правильно.

Как вы считаете, можно ли толкнуть, пихнуть, пнуть (и похожие выражения) массу в одну тонну, причем так, чтобы она плавно тронулась с места?

Не доходит? Ну тогда, выходите из машины, упритесь руками в багажник и попробуйте "пхнуть" свой автомобиль.

Результат будет заметнее зимой. Машина как стояла, так и будет стоять, а вы, поскользнувшись, с разбитым носом уже лежите под бампером.

Массу в одну тонну надо уважать! Если бы вы не пихали машину, а, мягко уперевшись в нее, попытались миллиметр за миллиметром сдвинуть ее с места, то сделать это вам удалось бы. Затем, сантиметр за сантиметром, можно было бы и увеличить скорость.

Именно такой подход к началу движения автомобиля и является основным принципом работы со сцеплением.

Итак, нам надо соединить два диска. Один очень сильный, так как связан с работающим двигателем, другой неимоверно "тяжелый", так как связан с колесами, на которые опирается вся масса автомобиля. Будем относиться к ним уважительно.

Прежде, чем вы начнете отпускать педаль, нам надо договориться о том, что работать должны: коленка, голень и, лишь незначительно, стопа левой ноги.

При этом необходимо соблюдать правило:

Перед началом работы педалью сцепления пятка левой ноги должна потерять опору.

Причем это правило действует всегда, как при нажатии педали, так и при ее отпускании.

Для тех, кто недопонял. Нажимая педаль, вы давите коленкой и стопой вниз, а пятка в это время скользит по полу. Перед тем, как начинать отпускать педаль, следует приподнять пятку от пола на один-два миллиметра. Позже, после приобретения некоторого навыка, будет достаточно лишь ослабить опору на пятку, а пока, во избежание грубых ошибок, не ленитесь и не забывайте немного приподнимать ее от пола.

И еще короткое напоминание о стопе левой ноги. Самая чувствительная и выносливая часть стопы – ее подушечки. Взгляните еще раз на рисунки 26, 27 и давайте начнем отпускать педаль.

Первый этап (рис. 32). Из позиции 1 педаль должна попасть в позицию 2 (не быстро, но и не медленно).

Большинство из "новичков" считают, что это их нога поднимает педаль сцепления. А если подумать?

Не было ли вам трудно удерживать педаль внизу, пока шел весь этот длинный разговор?

Было! А почему?

Рис. 32. Положения педали сцепления

Потому что, нажимая педаль, вы растягивали сильную пружину, которая всегда стремится откинуть ногу водителя прочь и вернуть педаль в верхнее положение. Делаем вывод:

Работа по отпусканию педали сцепления заключается в грамотном, дозированном сопротивлении пружине.

Иными словами, вы даете возможность пружине поднимать педаль вверх быстро или медленно, или вообще не даете ей такой возможности, удерживая ее в растянутом или полурастянутом состоянии.

Итак, освободив пятку от пола и ослабив усилие ноги, позволяем пружине приподнять педаль вверх на несколько миллиметров. И что машина?

Да ничего! Как стояла, так и стоит!

Если еще раз посмотреть на рисунки 25, 32 и 33, то можно окончательно осознать и согласиться с тем, что до тех пор, пока два диска сцепления не соприкоснутся, двигатель не будет участвовать в судьбе автомобиля. И поэтому можно смело продолжать работу по отпусканию педали.

Смело, но осмотрительно. Первые недели своей автомобильной жизни следует постоянно помнить о строптивой пружине педали сцепления. Если потерять над ней контроль, то будет "как у всех", а мы вроде бы решили, что вы будете хорошим водителем. Поэтому продолжаем позволять пружине приподнимать педаль, регулируя усилие в коленке, голени и стопе. Только не забывайте о пятке – она постоянно скользит по полу или висит в миллиметре от него.

Педаль поднимается, а мы с вами ожидаем второй позиции (рис. 32 и 33). И как только этот момент наступит, вы должны будете оказать пружине достойное сопротивление – полностью остановить дальнейшее продвижение педали!

Давно уже жду вашего несколько раздраженно-ехидного вопроса: "А как узнать-то, что мы во второй позиции?"

Поверьте, это несложно. Как только два диска коснутся друг друга, произойдет несколько событий, внешние признаки которых будут следующие:

• шум двигателя уменьшится и понизит тон звучания,

• "сядут" обороты двигателя (уменьшится показание тахометра),

• и последнее, наконец-то машина начнет движение!

Самое главное сейчас – не растеряться! Надо удержать педаль сцепления во второй позиции! Наступает следующий этап работы с этой педалью.

Рис. 33. Положения дисков сцепления

Второй этап (рис. 32). Удерживаем педаль в позиции 2 (на две-три секунды).

Зачем? Поверьте, это необходимо! Если, обрадовавшись тому, что ваша машина поехала, "бросить" педаль сцепления, то дальше вы уже не поедете. Ведь автомобиль обладает большой массой и запасом инерции (в данном случае – инерции неподвижного тела).

Давайте вернемся к двум дискам. Один вращается с "бешеной" скоростью, другой неподвижен и тяжел.

В момент их соприкосновения первый диск за счет сил трения пытается зацепить и раскрутить второй. Но поскольку на втором диске сконцентрирована целая тонна, первый диск просто скользит по нему. Правда, скользит не безуспешно. Ему удается заставить второй диск начать медленное вращение, в результате чего машина начинает медленно ползти.

Если сейчас полностью отпустить педаль сцепления, то два диска резко соединятся, машина прыгнет, мотор заглохнет.

Для плавного трогания массы автомобиля с места, педаль сцепления необходимо удерживать некоторое время во второй позиции! Два диска должны привыкнуть друг к другу, "пообтереться", а машина сделать некоторый запас инерции движения.

Пауза во второй позиции может варьироваться по времени от долей секунд до десятков секунд. Водитель "со стажем", конечно же, тратит на старт автомобиля с места не десять и не пять секунд, а значительно меньше. Но в то же время, при заезде задним ходом в гараж, тот же самый водитель удерживает педаль сцепления во второй позиции столько времени, сколько этого требует процесс парковки. Ему нужна минимальная скорость движения, а получить ее можно только во второй позиции педали сцепления!

Исходя из вышеизложенного, как только вы достигли второй позиции, удержите педаль сцепления на две-три секунды от дальнейшего ее продвижения и одновременно с этим попытайтесь ощутить телом и разумом это состояние. В ближайшее время вам предстоит использовать эти ощущения неоднократно.

Третий этап (рис. 32). Позволяем педали сцепления подняться из позиции 2 в позицию 3 (очень медленно).

Обратите внимание на то, что расстояние между второй и третьей позицией составляет всего 10 миллиметров. Причем именно 10 миллиметров, а не 1 сантиметр! И вы должны пройти это расстояние так, чтобы прочувствовать каждый из этих миллиметров. Иными словами, в любой момент вам должно быть известно, какая сейчас позиция (2,2, 2,5 или 2,8).

Как все это сделать и ощутить?! К сожалению, на бумаге объяснить это непросто, легче понять и почувствовать на практике. Однако попытаюсь.

Во второй позиции (рис. 33) второй диск условно получает 1% крутящего момента из 100%, которыми обладает первый диск. Это выражается в том, что машина ползет с очень маленькой (минимальной) скоростью и в то же время она запасает инерцию движения.

Если позволить пружине приподнять педаль на 1 мм вверх от второй позиции, то два диска прижмутся друг к другу чуть плотнее, и 1% крутящего момента вырастет до 10%. В результате этого машина поползет немного быстрее, хотя двигателю это будет и не очень приятно, так как начнется "вытягивание" массы автомобиля из "болота".

Добавив еще 1 мм, мы имеем уже 20%, затем 30% и так далее.

Если сразу проскочить из позиции 2 в позицию 3, минуя миллиметры пути, то двигатель "надорвется"! Он просто заглохнет, не забыв перед этим "пихнуть" машину на пару метров вперед.

Поэтому обязательно пройдите все 10 миллиметров последовательно, миллиметр за миллиметром, постепенно нагружая двигатель, и вместе с тем, постепенно наращивая скорость автомобиля. Тогда результат старта вашей машины приятно удивит не только вас самого, но и всех окружающих.

Четвертый этап (рис. 32). Из позиции 3 в позицию 4 (быстро).

Поздравляю, наконец-то вы едете! Все операции по успешному старту автомобиля уже сделаны!

"А как же моя левая нога? Ведь она все еще удерживает педаль сцепления!" – ваш недоуменный и в то же время уже радостный возглас.

Ах, это. Так, просто уберите ногу с педали и поставьте ее в свой "дом". Смелее, это обычное и естественное движение. Убрали? Ну и славненько.

Почему так просто? Потому, что четвертый этап работы педалью сцепления не предполагает каких-либо специальных действий водителя. Как только вы достигли третьей позиции, два диска полностью соединились и вращаются теперь вместе без проскальзывания (рис. 33), что выражается в прекращении прироста скорости автомобиля.

Ход педали сцепления между третьей и четвертой позицией можно назвать "свободным ходом", и поэтому водителю достаточно лишь освободить пружину педали от сопротивления со стороны своей ноги, и педаль сама вернется в свое верхнее положение (в четвертую позицию).

Теперь вам остается только регулировать скорость движения машины своей правой ногой, плавно работая педалью газа.

А сейчас предлагаю вспомнить все правила работы педалью сцепления:

Перед началом работы педалью сцепления пятка левой ноги должна потерять опору (первое время стоит приподнимать ее от пола на 1–2 мм).

Нажимать педаль сцепления следует конкретным, быстрым, но спокойным движением до конца хода педали.

Отпускать педаль сцепления необходимо в четыре этапа:

Первый этап: даем возможность пружине не быстро, но и не медленно поднять педаль до момента соприкосновения дисков сцепления.

Второй этап: на две-три секунды удерживаем педаль в положении, соответствующем начальной стадии проскальзывания дисков сцепления, получая минимум крутящего момента от двигателя, что выражается в плавном начале движения машины с минимальной скоростью.

Третий этап: вынуждаем пружину очень медленно и последовательно провести педаль по 10-ти миллиметрам ее пути, ощущая каждый миллиметр и ориентируясь по плавному приросту скорости движения автомобиля.

Четвертый этап: почувствовав прекращение прироста скорости, просто убираем ногу с педали, предоставив пружине возможность самостоятельно вернуть педаль в верхнее положение.

Не кажется ли вам, что мы едем?! При этом вы сделали весьма неплохой старт! Мотор не глохнет, машина не прыгает!

Так этого мы с вами и добивались, начиная с первой страницы книги. Советую пролистать ее еще раз, чтобы в памяти отложились все моменты подготовки к началу движения.

Однако без легкого ехидства обойтись не могу, и поэтому, если у вас в голове еще не созрел один забавный вопрос, то задам его сам: "А как останавливаться-то???".

Предлагаю следующую последовательность действий по остановке автомобиля:

1. Указатели поворота направо, чтобы все знали ваши намерения.

2. Взгляд в зеркало или (и) поворот головы назад направо, чтобы узнать, можно ли сейчас останавливаться, не помешаете ли вы сзади идущей машине.

3. Принять поправее, дабы не остановиться посередине дороги.

4. Сцепление вниз, для кратковременного отделения двигателя от ведущих колес.

5. Тормоз, для плавного торможения и остановки машины.

[На первых уроках по вождению автомобиля при движении с небольшой скоростью (не более 20–30 км/ч) лучше использовать ту последовательность остановки, которая здесь предложена – сначала сцепление, затем тормоз. Если поменять эти два пункта местами, то машина будет "дергаться", мотор глохнуть, а вы нервничать. Позже, выполняя упражнения, требующие движения со средней и большой скоростью, последовательность этих действий необходимо изменить – сначала тормоз, а затем сцепление. По мере приобретения навыков вождения, при движении с различными скоростями, вам придется использовать оба варианта действий в зависимости от конкретной ситуации.]

6. Остановка – движение автомобиля прекратилось.

7. Рычаг коробки передач в нейтральное положение, с целью долговременного отключения двигателя от ведущих колес.

8. Рычаг стояночного тормоза наверх, для удержания машины на стоянке от самопроизвольного движения.

9. Сцепление наверх, поскольку двигатель теперь долговременно отделен от ведущих колес в коробке передач.

10. Тормоз наверх, так как теперь стояночный тормоз удерживает машину.

Далее вы должны:

• выключить указатели поворота (если в процессе остановки они не выключились автоматически),

• выключить двигатель (или оставить его работающим, в зависимости от дальнейших планов).

Управление автомобилем (техника)