Архитектурные памятники Тулы. Их стили и формы

Архитектурные памятники Тулы
Тульский кремль
Благовещенская церковь
Церковь Флора и Лавра
Русский, русско-византийский
или псевдо-византийский стиль
Архитектура 30-х – середины 50-х годов
XX столетия
Федосеев Василий Федосеевич
Архитектурные памятники города Якутска
Дальневосточные города
Публичная библиотека
Троицкий Кафедральный собор
Архитектор-реставратор Святослав
Леонидович Агафонов
Сторожевая башня Нижегородского
кремля – Часовая
Благовещенский монастырь
Европейский туризм
Обзорная экскурсия по Парижу
Исторический центр Парижа
Европейский Диснейленд
Города Финляндии
 

Древнерусский архитектурный стиль.

 Благовещенская церковь.

  Согласно надписи на каменной плите, вделанной в стену паперти, мы узнаем, что церковь была построена в 1692 году «При державе благочестивейших царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича» (позднее Петра I).

 Издревле высоко ценя красоту и благолепие, древнерусские зодчие создали храм, вероятно, самый красивый из всех построенных в Туле в XVII веке и, что особенно важно, дошедший до нашего времени почти без искажений.

Почти кубический объем Благовещенской церкви, украшенный по углам пучками из трех тонких колонок – так называемых «дудочек» - опоясан широкой лентой карниза, со сложным кирпичным «узорочьем», виртуозно сложенным из кирпичей, то поставленных на ребро, то положенных плашмя под углом к плоскости фасада. Над пучками колонок нарядный карниз раскрепован. Надкарнизная часть стен украшена рядом пластинчатых, словно от руки вылепленных, полукруглых кокошников, размещенных, что характерно для этого типа церквей, без увязки с осями нижележащих окон. Церковь покрыта на четыре ската.

Наиболее интересной частью храма является его пятиглавие, барабаны которого покоятся на квадратных основаниях, украшенных с каждой стороны кокошниками. Барабаны глав не имеют оконных проемов – все пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишенным практического назначения.

 Луковичные главки виртуозно выполнены из кирпича; первоначально они были покрыты черепицей, вероятно зеленоватого цвета.

 В Благовещенской церкви сохранился исторически ценный образец чугунного фигурного напольного литья эпохи позднего средневековья.

 К северо-западному углу трапезной примыкает высокая, увенчанная шатром колокольня. На высоком четверике, украшенном кокошниками, зиждется нетрадиционный в XVI - XVII веках восьмерик, а высокий четверик со слегка скошенными углами. Необычна и форма окон на гранях: узких и высоких в среднем ярусе и треугольных - в верхнем. Колокольня завершена шатриком, высота которого едва достигает одной шестой общей высоты звонницы, что говорит о затухании к концу XVII века любимых на Руси шатровых покрытий (у более древних колоколен размеры шатров равнялись одной трети, а иногда и половине общей высоты). /Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984./

Барокко.

 Барокко – стиль в искусстве, господствовавший в XVII – XVIII вв. Для зданий в стиле барокко характерны усложненный план, богатое декоративное убранство, живописный силуэт и т. п.

  Успенский собор.

 В центре кремля возвышается величественный Успенский собор – ценнейший памятник русского зодчества второй половины XVIII века (1762-1764).

 Пространственное решение храма предельно ясно и монументально: над мощным и почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами.

  С простым объемным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление, выполненное в нарядном стиле русского барокко. Все его фасады покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства.

 Чтобы хорошо и равномерно осветить высокое внутреннее пространство собора, строителям пришлось прорезать в его стенах два ряда окон – первого и второго света, что придало внешнему облику храма обманчивый характер двухэтажного здания. Зодчий смягчил это архитектоническое несоответствие, расчленив фасад вертикальными декоративными полосами, объединяющими расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Оконные наличники проходят одной сплошной линией от цоколя здания до перемычки окон верхнего яруса. В пределах окон нижнего света они выполнены из белого камня и имеют форму тонких каннелированных колонок, окна второго света обрамлены кирпичными наличниками с несколькими «перехватами», характерными для зодчества предыдущего, XVII столетия.

 Богата и интересна вставка между окнами обоих ярусов. Затейливая декоративная композиция над перемычками верхних окон, наподобие каменного кружева, венчает кубический объем собора, усиливая (по закону контраста) его мощь и монументальность.

 Парные лопатки по углам собора и одинаковые в оконных простенках вносят дополнительный вертикальный акцент в общую композицию фасадов. На уровне верхней части окон второго яруса лопатки прерываются восьмигранными нишами, в которых были размещены иконы.

 Декоративное убранство стен отличается богатством и разнообразием примененных форм и материалов. Наряду с белокаменными резными деталями в форме стилизованных капителей, раковин, розеток и т. п., мы встречаем здесь и элементы, выполненные в форме веток, детских головок и т. п.

 Три входа в собор украшены богато декорированными порталами. Дверные проемы имеют полукруглое завершение и обрамлены уходящими внутрь уступами из профилированного кирпича. Южный и северный порталы сходны по своему архитектурному убранству. Их наличники состоят из двух пучковых белокаменных колонок, украшенных растительным орнаментом и завершенных стилизованными плоскими резными белокаменными капителями. Над входами помещены киот и декоративная раковина. Западный портал отличается от двух боковых лишь более пышным убранством пространства над дверным проемом. Интересно отметить, что в декоративную композицию верхней части портала включен резной белокаменный двуглавый орел, символизирующий единение церкви и царского самодержавия. В капители колонок, обрамляющих портал, включены резные каменные вставки в виде веток, розеток и т. п.

 Оформление стен алтарного выступа одинаково с убранством нижней части собора. Его фасад также расчленен пилястрами – двойными по углам и одинарными в оконных простенках. Окна алтаря имеют те же размеры и декоративное оформление, что и окна первого яруса собора.

 Фасады храма завершаются многопрофильным карнизом, крепованным над лопатками. Световые барабаны пятиглавия имеют относительно небогатое декоративное убранство. Центральный барабан украшен по своим граням двумя лопатками с круглой колонкой между ними. Под окнами и над ними помещены белокаменные вставки с резным орнаментом в виде раковин и цветов. Декоративное убранство четырех угловых барабанов ограничивается спаренными лопатками на гранях и белокаменными вставками под окнами.

 При строительстве собора все пять его глав были позолочены. Стены с богатым узором, белые вкрапления каменного и лепного декора, луженая белая кровля и, в особенности, золоченые купола придавали зданию нарядный и торжественный вид.

 Внутри собор расписан ярославскими мастерами, работавшими в лучших традициях ярославской школы периода ее расцвета.

 Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас, сделанный тульскими мастерами. Иконостас является превосходным образцом местного прикладного искусства второй половины XVIII века. Выполненный в переходный период от барокко к классицизму, он несет в себе характерные черты обоих стилей и сам по себе представляет значительное произведение искусства.

 Пол в соборе первоначально был выстлан чугунными плитами. / Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973. /

 Около Успенского собора в 1772-1776 гг. по проекту петербургского архитектора М. Праве была построена высокая (67 м) колокольня (ныне не сохранилась)./Савченко В.Н. Город-герой Тула.- М.: Стройиздат, 1979./

  Парадные въездные ворота усадьбы Ливенцевых (Ломовские ворота).

 В Ломовском, а ныне Денисовском переулке располагаются парадные въездные ворота, за которыми располагалась когда-то усадьба Ливенцевых. Это ценнейший памятник русского зодчества XVIII века.

 Ворота выполнены в пышных формах «растреллиевского» барокко. Богато декорированные пилястры делят композицию на три изогнутых поля: в центре находится главная въездная арка, а по бокам – две небольшие калитки. В декоративном убранстве использованы все атрибуты зрелого барокко: разорванные фронтоны, декоративные вазы, извивающаяся сплеть рокайлей, решетки с розами и многое другое. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

  Дом Ливенцевых.

 За въездными воротами находится дом Ливенцевых. Постройка этого ценного архитектурного памятника относится к 60-м годам XVIII века.

  Фасад, обращенный в сторону двора и Денисовского переулка, имеет по углам два сильно выступающих ризалита (третий – центральный – не сохранился). Верхние их углы нарядно украшены парными колоннами, опирающимися на рустованные лопатки первого этажа.

 Исключительно декоративны наличники верхних окон. Интересен декор под оконными проемами, состоящий из каменного полукружия с лепной раковиной и двух капельниц по сторонам полукруга.

 Следует отметить превосходное качество кирпича и безупречную кладку стен, колонн и карнизов. Здание было оштукатурено, белокаменные и лепные украшения нарядно выделялись на темном фоне гладких стен. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

 Дом Лариона Лугинина.

 На ул. Менделеевской, 7, расположено здание, занимаемое ныне историко-филологическим факультетом Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого.

 Дом и усадьба принадлежали в XVIII веке (1760-х годы) богатому заводчику и владельцу парусиновой фабрики Лариону Лугинину.

 Трехэтажное здание расчленено поэтажными пилястрами на отдельные поля.

 Для главного фасада характерно его совершенно плоскостное решение. Многопрофильные горизонтальные тяги, раскрепованные над пилястрами, делят фасад на три этажа. Весь декоративный акцент сосредоточен на чрезвычайно богатых, в каждом этаже по-разному решенных, оконных наличниках. Особенно красивы обрамления окон второго этажа, вылепленные с большой фантазией и безукоризненным художественным вкусом в стиле позднего барокко. (Позднее барокко называют еще стилем рококо).

 Усадьба отделена от Менделеевской улицы оградой. На усадьбу ведут несколько грузные въездные ворота в формах барокко. Высокая проездная арка увенчана разорванным фронтоном, волютами и медальоном, на котором обычно размещались инициалы и герб владельца. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

Обзорная экскурсия по Парижу