Архитектурные памятники Тулы. Их стили и формы

Архитектурные памятники Тулы
Тульский кремль
Благовещенская церковь
Церковь Флора и Лавра
Русский, русско-византийский
или псевдо-византийский стиль
Архитектура 30-х – середины 50-х годов
XX столетия
Федосеев Василий Федосеевич
Архитектурные памятники города Якутска
Дальневосточные города
Публичная библиотека
Троицкий Кафедральный собор
Архитектор-реставратор Святослав
Леонидович Агафонов
Сторожевая башня Нижегородского
кремля – Часовая
Благовещенский монастырь
Европейский туризм
Обзорная экскурсия по Парижу
Исторический центр Парижа
Европейский Диснейленд
Города Финляндии
 

 Церковь Флора и Лавра.

 По улице Мосина, 17, находится интересный памятник XVIII века – церковь Флора и Лавра.

 Церковь построена в 1772-1796 гг. Для тульских храмов тех лет характерно смешение архитектурных форм двух стилей – затухающего барокко и идущего ему на смену русского классицизма.

  Строительство церкви было начато с возведения трапезной. Элементы ее декора – закругленные рустованные углы, мансардная крыша, эллиптическая форма окон, декоративные наличники и т. п. – взяты еще из арсенала декоративных форм барокко. Но в здании самой церкви появляются уже типичные для классицизма формы. Это довольно строгие колонные портики на обоих боковых фасадах, круглый в плане барабан над световым фонарем и т. п. Однако и здесь мы встречаем еще типичные барочные детали – граненый купол, сложная форма люкарн, закругленные углы основного объема, ничего не несущие колонны в местах примыкания апсиды к церкви. Да и квадратный в плане световой фонарь – вместо круглого барабана – представляет собою дань стилю барокко. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

 Церковь Вознесения.

 Грандиозная церковь Вознесения находится на ул. Герцена (ранее Вознесенской). Построена она в 1755-1787 гг. По преданию, окончание здания было осуществлено по проекту известного тульского архитектора К.С. Сокольникова (документальных свидетельств нет).

 Высокие пилястры на здании церкви, объединяющие основной объем в единое целое, и, прежде всего, мощный купол на высоком барабане придают зданию монументальность.

 Перед нами произведение крупного мастера, одно из наивысших архитектурных достижений зрелого барокко в Туле.

 Церковь Николы Зарецкого (Николы Богатого).

  Построена сыном Никиты Демидова – Акинфием в 1730-1734 гг. Это храм-усыпальница Демидовых. Здесь похоронен Никита Демидов. Расположена она в Заречье, в Оружейном переулке.

 По архитектурной композиции, имеющей скорее дворцовый, чем культовый характер, и по плоскостному и несколько суховатому декоративному убранству церковь относится к петербургскому барокко тридцатых годов XVIII века. От когда-то богатого лепного декора – рустовки первого этажа, пилястр, филенок, гирлянд и т. д. – сохранились лишь незначительные фрагменты. Расцветка здания в фисташковый и белый цвета придавала церкви почти столичную нарядность.

 С общим «петербургским» обликом церкви резко контрастирует отдельно стоящая колокольня, когда-то имевшая часы с курантами. Она сохранила исконную русскую схему высокого столпообразного восьмерика на четверике основания, типичную для ярославских и суздальских звонниц XVII – начала XVIII столетий. Отклонением от традиционной схемы является лишь ступенчатое завершение колокольни на трех постоянно уменьшающихся восьмериках, заменивших шатровое покрытие. Декоративное убранство, при всей сдержанности и скромности, свидетельствует о художественном чутье зодчего: тонкие полуколонки и спаренные лопатки по углам восьмерика зрительно обостряют и акцентируют грани; красивые по своему рисунку волюты логично оформляют переход от восьмигранного столпа к квадратному основанию. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

Классицизм.

 Классицизм – художественное направление в Западной Европе XVII начала XVIII, а в России – второй половины XVIII – начала XIX столетий, обращавшееся к древнегреческому и древнеримскому искусству как к идеальному образцу.

 Всехсвятская церковь (1773-1825) с ее высокой и стройной колокольней. По своему стилю храм относится к раннему русскому классицизму 1760-1770 гг., господствовавшему короткий отрезок времени между затухающим творчеством Растрелли и началом деятельности Баженова.

 Два верхних этажа, занимаемые двухсветной верхней церковью, объединены эффектными четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами. Влияние предшествующей эпохи барокко сказалось в усложненности церковного плана, в богатой пластике фасадов, в типично барочных, ничего не несущих колоннах в углах здания, в сложной креповке карнизов и т. п.

 Автор проекта церкви неизвестен. Завершение строительства осуществлялось при участии архитектора К.С. Сокольникова. Считается, что именно он устроил постановку центрального купола почти непосредственно, т. е., без барабана, на основной объем здания – прием, встречающийся только здесь и в церкви Рождества Богородицы, проектированный, как полагают, Сокольниковым. Разительно схожи и форма купола и прорезающие его четыре крупные люкарны с полукруглыми окнами в них.

 Трехъярусная колокольня Всехсвятской церкви, увенчанная высоким шпилем, построена в 1833-1863 гг. по проекту архитектора В.Ф. Федосеева. Несмотря на то, что между началом строительства церкви и колокольни протекло больше полустолетия, Федосеев сохранил архитектурное единство Всехсвятского ансамбля. Даже ничего не несущие колонны нашли место в композиции нижнего яруса. Характерные портики со спаренными колоннами на углах звучат как в церкви, так и в обоих верхних ярусах колокольни.

 Удачное размещение на одной из наивысших точек Тулы придает колокольне значение доминирующей вертикали города. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

  Дом городского головы Ивана Ливенцева.

 Этот дом располагается по улице Дзержинского, 15. Владелец железоделательных заводов Иван Ливенцев построил его в конце XVIII века, а в 1804 году продал его почтовому ведомству.

 Трехэтажный дом стоит в глубине когда-то большой, идущей к реке усадьбы. Архитектурное убранство главного фасада ограничивается ритмичным рядом плоских и широких лопаток, объединяющих два верхних этажа, и простым декором из выступающих и западающих квадратов на уровне междуэтажного перекрытия. В чердачной центральной люкарне раньше размещались большие круглые часы как традиционный атрибут почтового учреждения.

 Въездные ворота усадьбы Ивана Ливенцева.

 Усадьба отделялась от улицы оградой с въездными воротами в стиле раннего русского классицизма. От них до нас дошли очень красивые пилоны в виде плотно собранных пучков дорических колонн, несущих антаблемент. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

 Преображенская церковь Успенского женского монастыря.

  На улице Менделеевской, напротив башни Одоевских ворот кремля, бросается в глаза эффектная колоннада Преображенской церкви Успенского женского монастыря (Менделевская, 13). Храм был закончен в 1842 г. по проекту архитектора В.Ф.Федосеева. Церковь является одним из редких в Туле памятников в стиле русского классицизма первой половины XIX века.

 Мощные колоннады из восьми дорических колонн украшают северный и южный (дворовый) фасады прямоугольного в плане здания. Довольно высокий гладкий цоколь прорезан крупными полукруглыми окнами в обрамлении из клиновидных камней. Высокие окна в интервалах между колоннами освещают пространство верхнего храма; под ним, в низком цокольном этаже, размещалась нижняя церковь.

  Первоначально Преображенский храм завершался пятиглавием, от которого до наших дней сохранился лишь центральный барабан с полусферическим куполом. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

  Дом городского головы Добрынина.

 Этот дом находится на улице Ленина под номером 22, совсем близко от перекрестка с Красноармейским проспектом. Построен он был богатейшим тульским купцом и заводчиком – Добрыниным Александром Никитовичем в 30-е годы XIX в.

 Дом построен в русском классическом стиле. Предполагается, что архитектором, который его проектировал, был Федосеев В.Ф.

 Здание имеет трех частное деление фасада с выступающей колоннадой на высоком гладком цоколе, прорезанном тремя полукруглыми окнами. Коринфские колонны отстают от стены и образуют своего рода террасу, на которой возвышается антаблемент со ступенчатым аттиком.

  В конце XIX века дом был перестроен. К нему были пристроены боковые крылья, нарушившие строгий классический фасад. Каменные подъезды, ранее завершавшие особняк, оказались в центре здания.

 Интересна история этого дома. Здесь собиралась обычно знать, устраивались званые обеды, балы, вечера. Сюда приезжали сановные гости из Москвы и Петербурга.

 В 1837 году в гостях у Добрыниных пробыл некоторое время поэт В.А.Жуковский, вместе со своим воспитанником, юным наследником Александром. В 1861 году он останавливался уже как царь Александр II, а позднее здесь был его приемник - Александр III.

 Дом в середине 70-х годов был продан за долги. В нем разместилось коммерческое училище. Улица Петропавловская в это время была переименована в Коммерческую улицу. И уже в советское время ее назвали улицей Ленина – в честь В.И. Ленина – вождя всех рабочих и крестьян.

 В первые годы советской власти здесь организуется рабфак для трудящихся оружейного завода. Потом бывший особняк был отдан средней школе № 12, затем – институту повышения квалификации учителей.

 Бывший дом Добрыниных – архитектурный памятник. Если бы его отреставрировали, как бы он замечательно выглядел и украшал бы наш город.

 Церковь Петра и Павла.

 На улице Ленина, 80-а находится единственный в Туле храм ротонда – Петропавловская церковь. Постройку храма относят к 1833-1848 гг.

 В литературе мы встречаемся с предположением, что автором проекта Петропавловской церкви был один из братьев известного московского зодчего Бове. Однако, на основании документов областного архива установлено, что им был архитектор В.Ф.Федосеев.

 Архитектуру Петропавловской ротонды можно уподобить своеобразным вариациям в камне на единую тему о круге и его производных. Тема эта звучит в цилиндрическом основном объеме церкви с большими полукруглыми окнами в верхней его части, в круглом барабане, прорезанном окнами с полукруглыми завершениями, и в полусфере купола.

 Создавая храм-ротонду, В.Ф. Федосеев показал свою любовь к геометрической классике, к построению зданий в этом архитектурном стиле.

  Петропавловская ротонда построена на месте ранее существовавшей каменной церкви 1736 года.

 От нее до наших дней сохранилась только трапезная, примыкающая к ротонде с западной ее стороны. По своим архитектурным формам она типична для барочных трапезных тульских церквей середины XVIII века. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

  Дом заводчика Баташова.

 На набережной реки Упы находится дом заводчика Баташова, построенный в конце XVIII века. Это простое здание, мало распространенного в Туле классического стиля с шестиколонным портиком и гладкими стенами. В 1820 году дом был предоставлен Александровскому кадетскому корпусу. Сейчас здесь расположена областная больница.

/Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

 Другие здания классического стиля.

 Дом культурно-просветительных учреждений – ныне музей самоваров, построен в 1910-1912 на улице Лопатинской (ныне Менделеевской, 8) в классическом стиле по проекту архитектора В.Н. Сироткина.

 Церковь Рождества Богородицы (1789-1808) располагается по ул. Демидовской, 46.

Её автором является архитектор К.С. Сокольников. Здание по обоим боковым фасадам украшают четырехколонные портики. Купол опирается непосредственно на основной объем здания без обычного барабана. Форма купола эллипсовидная, он прорезан четырьмя крупными люкарнами простого рисунка с полукруглыми окнами в них. С подобным решением мы встречались в завершении Всехсвятской церкви. На куполе небольшой фонарь, который увенчивался в прошлом главкой.

  Церковь «Спаса на горе» (1807 г.), построена в Заречье неизвестным архитектором в формах раннего классицизма. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

 Дом оружейника Гольтякова по ул. Октябрьской, № 7, украшает скромный четырехколонный портик.

 В архитектуре после эпохи классицизма возникли различные направления: эклектики (смешение стилей различных эпох), модерна, и, официально поощрявшегося псевдо-византийского стиля.

Обзорная экскурсия по Парижу