Архитектурные памятники Тулы. Их стили и формы

Архитектурные памятники Тулы
Тульский кремль
Благовещенская церковь
Церковь Флора и Лавра
Русский, русско-византийский
или псевдо-византийский стиль
Архитектура 30-х – середины 50-х годов
XX столетия
Федосеев Василий Федосеевич
Архитектурные памятники города Якутска
Дальневосточные города
Публичная библиотека
Троицкий Кафедральный собор
Архитектор-реставратор Святослав
Леонидович Агафонов
Сторожевая башня Нижегородского
кремля – Часовая
Благовещенский монастырь
Европейский туризм
Обзорная экскурсия по Парижу
Исторический центр Парижа
Европейский Диснейленд
Города Финляндии
 

Русский, русско-византийский или псевдо-византийский стиль.

  Русские зодчие во второй половине XIX века задались целью создать свой «национальный стиль», который характеризовал бы собою подлинно русскую архитектуру. Зачинатели этого художественного направления назвали его «русским стилем», но со временем оно сменилось менее лестным термином «ложнорусский», а затем даже уничижительным «псевдорусский». В конце концов, появилось среднее – «русско-византийский» стиль и даже «псевдовизантийский».

 Основоположником и рьяным защитником «русско-византийского» стиля являлся зодчий К.А. Тон (1794-1881), отсюда другое название «тоновская» архитектура. Когда византийское искусство было детально изучено другими архитекторами, то выяснилось, что К.А. Тон ошибочно выдавал свой стиль за «русско-византийский». Архитектура Византии в России была не византийской, а «псевдовизантийской».

  Церковь Сергия Радонежского (1899) на улице Октябрьской в Заречье, является примером творческого подхода к византийскому наследию. Над крупным основным объемом храма возвышается невысокий световой барабан, опоясанный непрерывной лентой полуциркульных окон с нависающим над ними кольцом подоконных полукруглых «козырьков», пластично связующих барабан с полусферой купола. В отличие от мнимых и ошибочных форм тоновских церквей мы встречаемся здесь с реальными особенностями византийских храмов: одноглавой композицией, ступенчатым построением главного объема, полосатой кладкой стен, двухчастными и трехчастными окнами, упомянутыми уже «козырьками» над окнами барабана и многим другим. /Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984./

 Псевдо-византийский стиль отразился на следующих зданиях в Туле.

 Церковь Успения (Менделевская, 13), рядом с Преображенской церковью Успенского женского монастыря. Каких только мотивов древнерусского зодчества здесь только нет! Здесь и колонки с «перехватами» и «кубастыми» капителями, и гирьки-«висяги» над главным западным порталом, целые ряды ширинок, арка с килевидным завершением. Церковь таит в себе нечто чрезвычайно ценное. Ни одно тульское здание не может даже отдаленно сравняться с Успенской по прекрасному качеству кирпича и по виртуозности кирпичной кладки. /Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984./

 Храм во имя Бл. Кн. Александра Невского Алексадро-Невская церковь, что на Плац-Параде (1881-1886 гг.)

  Ныне этот храм располагается на углу улиц Софьи Перовской и Пушкинской. Каменная церковь построена в древнерусском стиле с одной массивной шлемовидной главой и четырьмя маленькими главками по краям. Построенный на контрасте темно-красного и белого кирпича с голубыми куполами храм символизировал красоту, единство природы и человека. /Захарова Л. Александро-Невская церковь. Статья в газете «Молодой коммунар» от 06.01.1990./

 Церковь Двенадцати апостолов построена в 1908 г. на Оборонной улице, 72, по проекту тульского архитектора Сковригина, придавшего зданию формы «московских» церквей XVII века. /Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984./

Эклектика.

 Богоявленский собор в кремле (1855-1862 гг.) построен по проекту архитектора Тульского оружейного завода М.А. Михайлова. Проект посвящался знаменательнейшему событию в истории страны, собор должен был стать храмом-памятником героической эпопее 1812 года.

 К этому времени «псевдорусско-византийский стиль» академика Тона сошел уже с исторической сцены. На смену ему пришел эклектизм, стиль, позволявший зодчим право «умно выбирать» из любых исторических стилей приглянувшиеся им декоративные формы.

 Михайлов включил в проект собора многие эффектные мотивы «нарышкинского барокко», в том числе оконные наличники с «петушиными гребнями», тонкие, ничего не несущие колонки-дудочки, арки с килевидным завершением и другие белокаменные детали, нарядно рисующиеся на фоне кирпичных стен. По-нарышкински выглядят и граненые куполки угловых барабанов. Вместе с тем мы видим двухчастные спаренные окна, характерные для византийского стиля. /Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984./

 Самоварная фабрика наследников Василия Степановича Баташова была выстроена в конце XIX века на Грязевской улице (ныне ул. Лейтейзена, д. 12).

Модерн.

 Дом купцов Ермолаевых-Зверевых (пр-т Ленина, 47). Дом был построен между 1902-1906 годами и первоначально принадлежал И.Я. Поновскому, но вскоре был продан тульскому купцу Степану Александровичу Ермолаеву-Звереву (Ермолаеву).

 Данное строение отмечается в путеводителях как образец стиля «модерн». Карниз из сильно выступающей плиты, узкие ризалиты с массивными балконами, окна, стекленные цельными листами зеркального стекла, выпукло-дутые квадратные стекла в оконных и дверных фрамугах, а также лепной декор, в виде развевающейся по ветру матерчатой ленты (последняя не сохранилась). После очередной перестройки и реставрации в 1991 году здание передано музею «Тульские древности».

 Особняк одного из тульских купцов в Заречье на ул. Теплова, дом № 30. Здание с некоторыми чертами стиля модерн.

Готика.

  Дом Конопацких.

 Этот особняк в 80-е годы XIX века принадлежал семье Конопацких. Адам Николаевич. Конопацкий был инспектором народных училищ Тульской губернии. В доме Конопацких размещалась лучшая в Туле частная школа и пансион Марии Матвеевны Конопацкой. Школа существовала достаточно долго и упоминается еще в 1906 году. Школа готовила мальчиков и девочек к поступлению в казенные учебные заведения, репетировала гимназисток и учащихся реального училища.

 Врачом в пансионе служил В.И.Смидович, отец будущего писателя В.В.Вересаева. Сам Витя Смидович часто бывал в этом доме, где и познакомился с дочерьми Конопацких – Любой, Катей и Наташей, испытав первое юношеское увлечение этими девушками. 

 В воспоминаниях В.В.Вересаева есть строки об этом доме. «Очень большая, темная гостиная с полированными восьмигранными деревянными колоннами. Колонны на середине высоты охвачены венками из резных дубовых листьев. Стрельчатые окна. Вверху их – разноцветные мелкие стекла: синие, красные, зеленые, желтые».

 Особняк, который мы видим сейчас, выстроен с применением псевдоготических архитектурно-стилевых особенностей. Примечательны здесь окна с цветными витражами. Это о них пишет Вересаев. Особенно хороша «роза» над главным входом, выполненная из венецианского стекла.

 От Конопацких старый дом перешел во владение купца Черемушкина Б.Ф., который перестроил его. В этом виде облик здания сохранился до наших дней, хотя и потерял некоторые украшения при реставрации и реконструкции в 80-е годы ХХ века.

 Хотелось бы отметить, что после Черемушкина в этом доме в 1916-1917 годах проживали учителя тульской мужской классической гимназии. Некоторое время в доме проживала семья легендарного командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева. В 1919 –1920 годах в доме проживал руководитель тульских большевиков, председатель Тульского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Григорий Наумович Каминский, а затем тульский губернский военком Дмитрий Прокофьевич Оськин.

 В настоящее время в доме размещается Тульский областной Дом творчества и фонд поддержки творческой интеллигенции. 

 Католический костел во имя святых апостолов Петра и Павла.

 Готической архитектуры, из красного кирпича католический костел расположен во дворе углового дома по проспекту Ленина и улицы Л. Толстого. Сегодня он вновь отдан католической общине.

  Построен был в начале ХХ века при губернаторе В.К. Шлиппе по проекту губернского архитектора, поляка по происхождению и католика по вероисповеданию

В. Скавронского. В Туле к этому времени проживало достаточно много католиков. Известно, что строительству костела поспособствовал В.И.Смидович.

 Костел был одноэтажным. Его фасад украшали башенки, шпили, пилястры. Оригинально были оформлены оконные проемы. На фасаде были установлены скульптурные изображения апостолов Петра и Павла. Своим центральным входом костел был обращен на Киевскую улицу. Сегодня он скрыт от главного проспекта жилым домом.

 Совсем недавно костел передан тульским католикам в пользование. Здесь уже идут воскресные службы, проводятся праздничные Рождественские и Пасхальные мессы.

 Когда костел полностью реставрируют, то возможно туляки смогут слушать в нем органную музыку.

Ампир.

  Ампир - (поздний классицизм) – архитектурный стиль, возникший в начале XIX века. В России особенно распространился после Отечественной войны 1812 г. В ампире используются элементы раннего греческого и египетского искусств, в декоративных украшениях преобладают военные трофеи, лавровые венки, крылатые сфинксы и т. п.

  Дом с мезонином в Оружейном переулке, 7.

 Красивый деревянный домик с мезонином в Оружейном переулке, 7, построен в типичных формах «русского ампира» в 30-х годах XIX века.

 Мы видим кирпичный цокольный этаж, спокойный ритм небольших окон первого этажа, крупное полуциркульное окно мезонина и венчающий его треугольный фронтон. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

 Дом оружейников Лялиных на ул. Октябрьской № 45.

В 20-30-х годах XIX века фабрикант-оружейник Лялин построил двухэтажный дом с мезонином, носящий черты русского ампира. /Савченко В.Н. Город-герой Тула.- М.: Стройиздат, 1979./

 Дом на ул. Октябрьской № 56.

 Этот дом построен, возможно, в начале XIX века. Он двухэтажный, его фасад расчленен широкими лопатками, в простенках окон первого этажа – круглые медальоны с головой медузы (горгоны). Хорошо найденные пропорции придают своеобразную выразительность фасаду, выделяют дом из окружающей застройки. /Тула. Памятники истории и культуры. Путеводитель. Под общей редакцией В.Н. Ашуркова. Тула, 1973./

Неоклассицизм.

  Дворянский клуб – теперь здание областной филармонии (1911-1912). 

 Тульское дворянство объявило конкурс на составление проекта здания клуба. В этом конкурсе приняли участие тульские архитекторы С.М. Серебровский, А.С. Слесарев, В.Н. Сироткин, В.Г. Стецуло. Но в последний момент был принят проект московского архитектора  И.А. Иванова-Шица.

 Архитектура здания – это сочетание приемов неоклассицизма и модерна.

 От неоклассицизма – решение главного фасада с эффектной ионической колоннадой, высоким портиком, эдикулом (окном с наличником в форме двухколонного портика). Первый этаж украшен рустовкой с львиными масками в замках оконных перемычек.

  От модерна – размещение главного входа в левом углу здания, расположение декоративных акцентов даже на внешней стороне сцены и т. п.

 Работа по строительству шла очень быстро и квалифицированно. В конце строительства было неожиданно принято решение возвести сценическую коробку, что превратило клубное здание в театральное.

 В целом здание Нового театра так и осталось не только наиболее представительным, но и единственным художественно-значимым примером неоклассицизма в Туле. /Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984, и Демидов С.И. Тула. Центральная часть города. Справочник-путеводитель. Тула, 1996/.

Архитектура советского времени.

Конструктивизм.

  Конструктивизм – первый этап истории советской архитектуры, длившийся от Великой Октябрьской революции до начала 1930-х годов. В этом стиле было построено много рабочих клубов. Архитектура рабочего клуба не могла, конечно, решаться в буржуазных формах.

 Клуб металлистов Тульского оружейного завода – теперь ДК машиностроительного завода им. В.Н. Рябикова на ул. Демидовской, 52 был построен архитектором Ильей Голосовым.

 И. Голосов вынес на один из главных фасадов тульского клуба цилиндрический объем – первоначально остекленный – винтовой лестницы, ведшей в кабину киномеханика; цепочки горизонтальных оконных проемов ассоциируются с остеклением заводских переходов, а протяженные ленточные окна – световыми фонарями производственных цехов.

 И. Голосов применил в здании клуба буквально десятки разных по своей величине и форме окон – тут и прямоугольные, то горизонтальные, то вертикальные, и ленточные разных размеров, и круглые окна, и окна-щели, даже «изобретение» конструктивизма – угловое окно, перерезающее ребро объема.

 Дворец культуры «Серп и молот» завода Штамп (1929) на углу улиц Степанова и Чапаева построен в конструктивистском стиле

 Фабрика-кухня (1929-1931) ныне Госбанк. Автор проекта архитектор Каратыгин. Это уже поздний конструктивизм. Большая инертная масса здания не подчинялась организующей и созидающей воле зодчего. О конструктивизме говорят ленты разномасштабных окон в центральной четырехэтажной части и трехэтажных крыльях. Угловому объему сооружения приданы криволинейные очертания, в какой-то степени пластически перекликающиеся, с круглой формой Спасской башни кремля, выходящей на эту же площадь.

 ФЗУ № 1 – теперь техническое училище № 4. Архитектура здания предельно лаконична, торец оживляет типичный для конструктивизма полукруглый стеклянный фонарь лестницы.

 Городская больница (теперь № 4) на улице Марата, построенная в 1927 году по проекту архитектора Сироткина В.Н., занимавшего до революции на протяжении долгих лет пост городского архитектора Тулы. Трудно верится, что в год расцвета новой советской архитектуры, - пусть даже в провинции, - мог возникнуть этот своего рода симбиоз псевдоампира и псевдонеоклассицизма. Ритмичные ряды лопаток, лепные розетки со свисающими с их обеих сторон не то веточками, не то косичками, и многое другое. /Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984/.

 Железнодорожная лечебница на улице Д. Ульянова, построенная в 1927-1928 годах по проекту московского архитектора Яковлева Константина Николаевича.

 Хирургический корпус глазной больницы (ныне поликлиники) в Заречье, построенный по проекту этого же архитектора в 1933 г.

 /Уклеин В.Н. Тула – каменная летопись. Тула, 1984 и Савченко В.Н. Город-герой Тула.- М.: Стройиздат, 1979/.

Обзорная экскурсия по Парижу