Архитектурные памятники Тулы. Их стили и формы

Архитектурные памятники Тулы
Тульский кремль
Благовещенская церковь
Церковь Флора и Лавра
Русский, русско-византийский
или псевдо-византийский стиль
Архитектура 30-х – середины 50-х годов
XX столетия
Федосеев Василий Федосеевич
Архитектурные памятники города Якутска
Дальневосточные города
Публичная библиотека
Троицкий Кафедральный собор
Архитектор-реставратор Святослав
Леонидович Агафонов
Сторожевая башня Нижегородского
кремля – Часовая
Благовещенский монастырь
Европейский туризм
Обзорная экскурсия по Парижу
Исторический центр Парижа
Европейский Диснейленд
Города Финляндии
 

Федосеев Василий Федосеевич (1794-1836) – архитектор, ученик известного русского архитектора Карла Ивановича Росси.

 В декабре 1831 г. Федосеев был приглашен в Тулу на должность главного архитектора оружейного завода для проектирования нового заводского комплекса.

 В Туле Федосеев построил ряд гражданских и культовых зданий: церкви Казанскую (не сохранилась), Петропавловскую и в Успенском монастыре Преображенскую, колокольню церкви Всех святых. Среди гражданских построек особое место занимает его проект здания Дворянского собрания (ныне Дом офицеров), позднее построенного в упрощенном варианте /Тульский биографический словарь. В 2-х томах. Т.2. Тула, издательство «Пересвет», 1996./

 Старов Иван Егорович (1745-1808) – русский архитектор, один из основоположников русского классицизма в архитектуре.

  Автор проектов дворца и Казанской церкви на территории усадьбы графа А.Г. Бобринского в г. Богородицке Тульской губернии. Строения усадьбы решены в стиле раннего классицизма, построены в 1773-1776 гг., интерьеры дворца завершены около 1783 г. Выполнил также план регулярного парка, который, однако, не был осуществлен. Вместо него был принят и реализован план, разработанный А.Т. Болотовым. /Тульский биографический словарь. В 2-х томах. Т.2. Тула, издательство «Пересвет», 1996./

 Жуковский Павел Васильевич (1845-1912) – живописец, сын поэта В.А. Жуковского и архитектор Султанов Н.В. были приглашены в 1894 году для строительства колокольни Сретенской церкви в село Богучарово – имение Хомяковых.

 В описаниях усадьбы начала XX века отмечается, что возле Сретенской церкви стоит отдельно «колокольня в виде 4-х гранного изящно-стройного столба… подобие известной Кампанеллы при соборе св. Марка в Венеции». Кстати, сама Сретенская церковь построена в 1836 году в классическом архитектурном стиле по проекту крепостного архитектора Сергея Александрова. /Андросов А. Прошлое и настоящее совхоза «Богучарово». Статья в газете «Ленинское знамя» Ленинского района от 8.09.1971./

 Ананьин Яков Ананьич – осуществлял руководство строительными работами дворцового ансамбля в Богородицке.

 Брюллов Александр Павлович (1798-1877) - архитектор, представитель позднего классицизма.

  По его проекту на Красном холме Куликова поля построен памятник-колонна Дмитрию Донскому, открытие которого состоялось 8 сентября 1850 года, в день годовщины Куликовской битвы. /Тульский биографический словарь. В 2-х томах. Т.1. Тула, издательство «Пересвет», 1996./

 Щусев Алексей Викторович - по его проекту на Красном холме Куликова поля построен храм Сергия Радонежского.

4. Из чего строилась Тула?

 Практически все старинные и большинство современных каменно-кирпичных сооружений на территории Тульской области построены из местных материалов.

  По велению Московского государя Василия III был построен «город каменный на реке Тулице». На изданной венецианским картографом Баттистой Аньезе в 1525 году карте Тула показана с подписью «Tula ex lapide constructa», что означает «Тула, построенная из камня». Это для оборонительных целей был построен кремль, в основе которого находятся отесанные блоки белого известняка, привезенные из-под Венева. 

  Глины Гончарной слободы послужили материалом для красного большемерного кирпича,  из которого выложены стены кремля.

 В тульском крае в достатке месторождений песка.

 Местные засечные леса служили и для деревянного строительства.

  В большом количестве добывалась местная железная руда – бурый железняк. Из него выплавлялся чугун, шедший на производство оград, ворот, плит для полов в храмах (например, в Благовещенском). Выковывалось не только оружие, но и решетки, заборы, купола, кресты, флюгера, водостоки, дымоходы для украшения домов.

 Местные строительные материалы использовались для производства памятников на кладбищах. Разные формы надгробий, памятников, саркофагов, кованых крестов, решетки и ограды, выполненные из известняка и металла, представляют собой памятники различных архитектурных стилей от барокко до модерна. А еще на известковых каменных саркофагах присутствует тонкая высокохудожественная резьба. Стиль резьбы по камню напоминает мастерство тульских оружейников-отделочников. 

Дополнительные сведения.

 Созданная в 1762 году «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» поделала большую работу, создав проекты переустройства 400 городов России. Этой комиссией был откорректирован при содействии члена комиссии известного зодчего А. Квасова составленный в Туле план города, затем «высочайше» утвержденный Екатериной II в 1779 г. /Савченко В.Н. Город-герой Тула.- М.: Стройиздат, 1979./

 В литературе утвердилось мнение, что в ходе перепланировки русских городов в 70-х годах XVIII века, в их числе и Тулы, планы выполнялись известными архитекторами «Комиссии о строении Санкт-Петербурга и Москвы», но это не совсем так.

 Установлено, что планы Тулы и уездных городов были составлены на местах и посылались в Петербург только на корректировки-утверждения.

 Обычно считалось, что такие планы составляли архитекторы, но в штатах местных учреждений должность эта появилась только с 1775 года, и в Туле первым губернским архитектором стал с 1777 года Е.И. Челищев.

 Еще в петровские времена планирование городов выполняли топографы-землемеры, и в 1770 годах они проводили эту работу при участии местных администраторов. Землемеры были весьма образованными людьми, владеющими градостроительными знаниями того времени. Во всяком случае, среди проектных планов XVIII века мы находим великолепные образцы классического планировочного искусства. К таковым относится, например, еще недостаточно оцененный в истории русского градостроительства проектный план Тулы, подписанный тульским губернатором Тимофеем Тутолминым и губернским землемером Осипом Качаловым, план, который без преувеличения может быть отнесен к шедеврам русского планировочного искусства XVIII столетия./Ашурков В. Кто планировал Тулу? Статья в газете «Молодой коммунар» от 11.04.1987./

 В 1824 г. был утвержден новый план Тулы, разработанный довольно известным петербургским архитектором Гесте.

5. Знаете ли вы об этом?

(Архитектурные термины, выражения, понятия)

  Многообразие архитектурных сооружений основано на богатстве художественного языка архитектуры.

 Меняются со временем архитектурные формы, совершенствуются конструкции. Однако композиционные средства архитектурной выразительности остаются неизменными. Они присущи архитектуре всех эпох.

 Архитектурная форма. Каждое архитектурное сооружение имеет свое назначение (функцию), возведено с использованием конкретных конструкций и имеет определенную архитектурную форму. Эта форма образуется из трех качеств: она утилитарна, ибо рождена из практических потребностей; она конструктивна, ибо использует физические и механические свойства строительных материалов; она художественна, ибо делает здание красивым.

 Архитектурная форма неразрывно связана с конструктивной системой и во многом зависит от нее.

 Конструктивные системы. В процессе исторического развития строительной техники и архитектуры было создано несколько видов систем, различающихся по принципам работы конструкций: 1) стоечно-балочная; 3) каркасная; 3) стен и плоских перекрытий; 4) арочно-сводчатая.

 Строечно-балочная система – одна из самых древних. Она состоит из вертикально поставленных стоек или столбов и опирающихся на них балок. Дерево, кирпич, камень делали ату конструкцию устойчивой и применялись в сооружениях с древнейших времен.

На основе стоечно-балочной системы греки выработали систему архитектурных форм, которая получила в теории и истории архитектуры название ордера.

 Ордер (от латинского слова ordo – порядок) – это такой порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определенное образное выражение (форму), отвечающее практическому (утилитарному) и художественному назначению произведения.

 В античной греческой архитектуре сложилось три ордера: дорический, ионический и коринфский.

 Основными элементами ордера являются колонна и архитравное перекрытие. Они выполняют практическую функцию, образуя укрытие от дождя и солнца, являются устойчивой конструкцией сооружения и создают при всем этом еще и художественный образ здания.

 Греки умело использовали свои ордера сообразно тому, что должна была выражать общая идея здания. Так, для утверждения простоты, твердости и силы они использовали дорический ордер, лишенный каких-либо украшений; для изображения нежности и грациозности – ионический ордер, наделенный изящной сдержанной отделкой; для провозглашения красоты и величия – коринфский ордер, богато декорированный, с использованием в капители декорирующих листьев южного растения аканта.

 Свое наивысшее выражение ордера и ордерные системы получили в античной Греции в VI - III вв. до н. э. в храмах и общественных зданиях, возведенных из камня. Однако ордерам была суждена долгая жизнь. Они получили дальнейшее развитие и использование как одна из систем выражения художественных идеалов в архитектуре и в последующие эпохи, вплоть до XX в., когда изменялись не только конструктивные системы, но и сами строительные материалы.

 Каркасная система. В конце XIX в. появился железобетон. Это в значительной мере расширило возможности стоечно-балочной конструкции. Дело в том, что железобетонные колонны и балки имеют значительно меньшие сечения и выдерживают при этом значительно большие нагрузки, чем те же элементы из камня и дерева.

 Стоечно-балочные конструкции из железобетона имеют редкие опоры с тонкими облегченными балками. При этом стойки (колонны) и горизонтальные (а иногда и вертикальные) стержни (ригели) жестко соединяются между собой, образуя по существу рамную каркасную конструкцию.

 Стены – неотъемлемый элемент большинства зданий – защищают внутренний объем от атмосферных воздействий, членят его на отдельные помещения в зависимости от назначения здания и в большинстве сооружений поддерживают перекрытия и кровлю. В зависимости от конструктивной схемы, которая заложена в здании, роль стены может быть различна, а именно: стена несущая и ограждающая (одновременно); стена каркасная (в ней выделены элементы каркаса и его заполнения); стена ограждающая (ненесущая).

 Пилястра – плоский выступ, имеющий пропорции, детали и масштаб колонны.

 Лопатка – плоский выступ стены, не имеющий базы и капители.

 Русты – рельефная поверхность кладки с подчеркиванием швов между отдельными камнями. Этот художественный прием оказался настолько эффектен и красив, что впоследствии архитекторы классицизма использовали русты в своих сооружениях, имитируя их, то есть каменную кладку, в штукатурке и даже в обшивке деревянных зданий, приспосабливая форму рустов к материалу, из которого они выполнялись.

 Перекрытия – один из важнейших элементов здания. В архитектурно-строительной практике сложилось два основных вида перекрытий: плоские и сводчатые.

 Плоские перекрытия бывают в свою очередь балочные и безбалочные, при этом они могут быть как горизонтальными, так и наклонными.

 Блочное перекрытие в своем простейшем виде – это балки (из дерева, металла или железобетона), разложенные на равном расстоянии друг от друга, по которым укладывается настил. Этот тип перекрытия очень широко распространен с древнейших времен до наших дней.

 Арочно-сводчатая система. Арки, своды, купола и основанные на них архитектурные формы получили широкое распространение еще в античной римской архитектуре. Затем их активно использовали в каменных и кирпичных постройках западноевропейского средневековья и в древнерусском зодчестве.

 Архитектурно-строительная практика выработала следующие основные виды сводов: цилиндрический, сомкнутый, крестовый, вертикальный.

 Цилиндрический свод перекрывает прямоугольные помещения. В поперечном разрезе он имеет криволинейное очертание, а в продольном – прямоугольное. Распор этого свода передается на продольные стены. Сомкнутый свод перекрывает также прямоугольные помещения и представляет собой пересечение двух полуцилиндров. Поперечный и продольный разрезы имеют арочные очертания. Распор передается на все четыре стены. 

 Крестовый свод используется для перекрытия помещений квадратных в плане или галерей, разбивающихся опорами на квадратные участки. Этот свод представляет собой пересечение двух полуцилиндров, которые образуют в стенах, их ограничивающих, полукруглые плоскости – тимпаны.

 Зеркальный свод – это разновидность сомкнутого, в котором середина образует плоскую часть – зеркало. От зеркала к стенам идут цилиндрические поверхности – падуги. Распор от конструкции передается на все четыре стены. Очень часто зеркальный свод выполняется декоративным, безраспорным и подвешивают его к плоскому перекрытию из дерева, металла или железобетона.

 Купол по своим конструктивным и художественно-образным качествам является одним из самых совершенных сводчатых покрытий. Это полусфера с окружностью в плане и полуокружностью в разрезе. Купол перекрывает круглые и прямоугольные в плане помещения. Распор и вес купола распределяются равномерно на все опорное кольцо.

 Своды и купола играют большую роль в формировании как внешней формы и всего облика зданий, так и в композиции внутреннего пространства (интерьера) общественных и промышленных зданий.

 Появление железобетона открыло новые возможности для использования этих древних конструкций. Новый материал значительно увеличил перекрываемые пространства (пролеты) и чрезвычайно облегчил вес сводов и куполов.

 Архитектурный ансамбль – высшая форма архитектурного творчества – функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, получившая определенный художественный облик. Архитектурный ансамбль – это не случайное самопроизвольное явление. Он, как и отдельное здание, является плодом творчества зодчего, а иногда и нескольких поколений мастеров архитектуры, каждый из которых внес свою лепту в создание законченного целого. В архитектурном ансамбле, как в каждом отдельном произведении искусства, выражены общественные идеалы, художественные стремления и вкусы породивших их эпох. Отсюда и определенное художественное «лицо» ансамбля.

 Современная архитектурно-строительная практика жилищного строительства породила новый тип ансамбля – ансамбль жилого комплекса. Это стало возможно в результате новой комплексной жилой застройки обширных территорий в городах.

Художественные средства архитектурной композиции.

  Архитектурная композиция – это расположение, взаимосвязь зданий или их функциональных частей, учитывающие утилитарные и художественные закономерности построения архитектурного организма (здания или целого ансамбля).

 Единство и соподчиненность – это не только качество композиции, но в то же время непременное условие ее существования. В каждом здании происходят те или иные процессы, для которых оно и построено. При этом есть элементы (помещения) главные, в которых протекает процесс, и второстепенные, которые обслуживают этот процесс. Наглядный пример – театр. Сцена и зрительный зал – вот главные помещения этого здания. Каждое из этих помещений имеет в свою очередь дополнительные – обслуживающие.

 Тектоника – выявленное и использованное в художественных целях конструктивное строение архитектурного сооружения. Материальная оболочка здания (стены, проемы, столбы, перекрытия) образована строительными элементами, художественная выразительность которых имеет свои особенности и возможности. В соответствии с практическим назначением и композиционной ролью архитектор придает конструктивным элементам определенную художественную характеристику. Они, например, по воле автора могут производить впечатление «несущих», «поддерживающих» или «несомых», «поддерживаемых» элементов здания; они могут казаться «тяжелыми» или «легкими», «статичными» или «динамичными».

 Симметрией называется строго закономерное расположение одинаковых частей формы относительно оси или плоскости, проходящих через геометрический центр этих объемов. Симметрия является одним из средств достижения единства композиции.

 Асимметрия – такое сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при которых оси симметрии полностью или частично отсутствуют. При этом архитектор использует такой композиционный прием, при котором неравные по величине и не - одинаковые по форме части располагаются таким образом, что они создают зрительное равновесие, скрадывающее различие размеров и форм. Этим автор опять-таки достигает связи частей и создания композиционного единства.

 Пропорции – важнейшее композиционное средство в архитектуре, имеющее большое практическое и художественное значение. Пропорции – это совокупность пространственных соотношений величин, связанных определенной композиционной зависимостью, то есть соотношений по ширине, длине и высоте всех элементов и частей друг с другом и с целым.

  Большое распространение получили пропорции, основанные на так называемом золотом сечении. Эта система пропорций в геометрии Евклида определена как деление отрезка в крайнем и среднем отношении с достаточной точностью, «Золотое сечение» выражается отношением величин: 0,618: 0,382.

 Ритм (такт, мерность, повторяемость явлений, закономерность их чередования) в архитектуре проявляется особым специфическим образом. Для него характерно закономерно повторяющееся в пространстве чередующихся объемов, форм, предметов членение пространства и т. п.

 Масштабность – специфическое для архитектуры средство и качество, выражающее соразмерность или относительное соответствие воспринимаемой человеком величины форм архитектурного сооружения размерам самого человека. Не следует путать этот термин со словом масштаб, ибо под масштабом понимают абсолютные размеры архитектурного сооружения и его отдельных частей независимо от человека и его восприятия. Масштабность архитектурного сооружения определяется многими условиями. При этом важное значение имеет соответствие назначения здания или ансамбля их действительной величине, общественной значимости сооружения, а также соответствие природному или градостроительному окружению. Здание может быть масштабно или немасштабно по отношению к соседним или расположенным вблизи зданиям, по отношению к площади и, наконец, к городу. Нарушение масштабности в архитектурных сооружениях – следствие преувеличения или преуменьшения некоторых привычных для человека размеров, а также использования форм и архитектурных приемов, присущих крупному зданию, при решении небольшой по размерам постройки, и наоборот.

Обзорная экскурсия по Парижу