Архитектор-реставратор Святослав Леонидович Агафонов

Архитектурные памятники Тулы
Тульский кремль
Благовещенская церковь
Церковь Флора и Лавра
Русский, русско-византийский
или псевдо-византийский стиль
Архитектура 30-х – середины 50-х годов
XX столетия
Федосеев Василий Федосеевич
Архитектурные памятники города Якутска
Дальневосточные города
Публичная библиотека
Троицкий Кафедральный собор
Архитектор-реставратор Святослав
Леонидович Агафонов
Сторожевая башня Нижегородского
кремля – Часовая
Благовещенский монастырь
Европейский туризм
Обзорная экскурсия по Парижу
Исторический центр Парижа
Европейский Диснейленд
Города Финляндии
 

Архитектор-реставратор Святослав Леонидович Агафонов (1911–2002)

Своим нынешним великолепием стены и башни Нижегородского кремля обязаны человеку, возродившему их из руин и подарившему вторую жизнь. Этот человек – Святослав Леонидович Агафонов, профессор Нижегородского строительного университета, заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат Государственной премии, почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук, Почетный гражданин Нижнего Новгорода.

Несмотря на множество почетных званий и наград, он был очень скромным человеком, настоящим тружеником, целиком посвятившим себя любимому делу – реставрации памятников истории и архитектуры.

 

 

 

 

 

 

Святослав Агафонов родился 9 сентября (нов. ст.) 1911 года в Нижнем Новгороде в семье архитектора Нижегородской городской управы Леонида Дмитриевича Агафонова и его супруги Александры Николаевны. При рождении ему было дано редкое по тем временам имя, от которого веет былинной Русью.

С раннего детства он проявлял интерес к истории, живописи и зодчеству, что, несомненно, было вызвано воспитанием в художественной среде.

Любопытно, что уже с пяти лет Святослав делал зарисовки Московского и Нижегородского кремлей, что свидетельствует о его раннем интересе к древнему оборонному зодчеству. Все ближайшие родственники были связаны с архитектурой или имели художественное образование, поэтому всячески поощряли его занятия рисованием.

С портрета, сделанного его тетей Зинаидой Дмитриевной, на нас глядит 11-летний мальчик с умным и не по годам серьезным взглядом.

Портрет Святослава. Рис. З.Д. Агафоновой, 1922 г.

Семейный архив Агафоновых

В 1927 году Святослав окончил опытно-показательную школу-девятилетку № 2 в Нижнем Новгороде, которая располагалась в центре города, в здании бывшей мужской гимназии (ныне главный корпус педагогического университета). А за год до этого пятнадцатилетним школьником он принял участие во Всесоюзном конкурсе проектов Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве, и его предложение вошло в число двадцати пяти лучших работ, признанных годными для реализации.

Святослав (в центре) с родителями, сестрой Ангелиной и братом Игорем.

Фото из семейного архива Агафоновых

В 1928 году Агафонов поступил в Академию художеств в Ленинграде, но получить высшее художественное образование и диплом архитектора-художника ему довелось лишь в 1936 году из-за реорганизации вуза в годы Культурной революции.

К этому времени он успел окончить Ленинградский Институт коммунального строительства и полтора года поработать архитектором-проектировщиком в Нижегородском краевом проектном институте, куда попал по распределению. По окончании Академии Агафонов работал в Ленинградском институте проектирования городов (Ленигипрогор), а затем возвратился в родной город, переименованный в Горький.

Здесь он работал в Горпроекте, занимаясь проектированием городских площадей и кварталов новой застройки, монументальной лестницы на Волжском откосе и участвуя в разработке генерального плана города. В это время им был сделан и эскизный проект лестницы к Волге, во многом предвосхитивший знаменитую Чкаловскую лестницу (арх. В.О. Мунц, Л.В. Руднев, А.А. Яковлев, 1943–1949 гг.).

Знаменательно, что уже в этот период он отстаивал сохранение Нижегородского кремля, над которым нависла угроза уничтожения.

Древняя крепость воспринималась в 30-е годы прошлого века не как памятник истории и градостроительства, а как символ «алчного феодализма и царского самодержавия». Советским архитекторам виделось глобальное переустройство города и кремля.

По одному из проектов 1935 года (на фото) подлежала сносу часть кремля с Дмитровской башней в целях обустройства огромной площади перед Домом Советов, предназначенной для проведения митингов, демонстраций и шествий.

Работая над генеральным планом города в 1936–1937 годах, Святослав Агафонов доказывал, что сохранение ансамбля кремля придаст городу Горькому индивидуальность и характерный архитектурный силуэт. В ноябре 1938 года вместе с сотрудником художественного музея Михаилом Петровичем Званцевым он написал статью в газету «Горьковский рабочий», где предупреждал, что практика пренебрежительного отношения к древнему сооружению может закончиться катастрофой. Тогда же впервые была поднята проблема ремонта и восстановления кремля, что впоследствии стало главным делом жизни Агафонова.

 

 

 

Обзорная экскурсия по Парижу